Термин "упаведа" ("второстепенное знание") используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

  • Аюрведа - "медицина", примыкает к "Риг-веде".
  • Дханур-веда - "боевые искусства", примыкает к "Яджур-веде".
  • Гандхарва-веда - "музыка и священные танцы", примыкает к "Сама-веде".
  • Астра-шастра - "военная наука", примыкает к "Атхарва-веде".

В других источниках, к Упаведам причисляются также:

  • Стхапатья-веда - излогаются основы архитектуры
  • Шилпа-шастры - шастра об искусстве и ремёслах
  • Джйотир-веда - излогаются основы астрологии
  • Ману-самхита - излогаются законы прародителя человечества Ману.




 

Аюрведа, или Аюр-веда (от санскр. "ayus" - "значение жизни", "принцип жизни", или "длинная жизнь" и "veda" - знание) - традиционная система индийской ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. "Аюр-веда" может быть переведено как "знание жизни", "знание длинной жизни" или даже "науки жизни". Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) "Атхарва-веды" и основывается на философской системе санкхья.



 

Дханур-веда

Боевые искусства Индии - различные виды боевых искусств, появившиеся на Индийском субконтиненте. На санскрите индийские боевые искусства называются такими общими терминами, как шастравидья или дханурведа. Шастра в переводе означает "оружие", а видья "обучение". Термин дханурведа происходит от слов дханушья ("лук") и веда ("знание"). В индуистских эпосах "Махабхарате" и "Рамаяне" этим термином называют искусство владения луком. Позднее этим словом стали называть боевые искусства в целом. В "Вишну-пуране" Дханурведа описывается как одна из восемнадцати упавед.


 

Гандхарва-веда

"Натья-шастра" ("Чтение о драме")- древнеиндийский текст на санскрите, один из крупнейших и древнейших трактатов по театральному искусству и теории драмы и музыки, наряду с "Поэтикой" Аристотеля. Дошедшая до наших дней редакция "Натья-шастры" датируется большинством учёных III-IV веками, однако составление текста заняло несколько веков и возможно началось уже в IV веке до н. э. Индуистская традиция, в свою очередь, приписывает авторство текста ведическому мудрецу Бхарате Муни. "Натья-шастра" - это объёмное произведение в 36 главах, которое даёт исчерпывающие сведения о малейших деталях представления, описывает все стороны театрального искусства. Наиболее авторитетным комментарием к "Натья-шастре" является "Абхинавабхарати" авторства Абхинавагупты.

Литература

  • Ватсьяян К. Наставление в искусстве театра: "Натьяшастра" Бхараты. М.: Восточная литература, 2009 - 206 с.
  • Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. М.: Наука, 1992.


Стхапатья-веда

Васту-шастра ("наука строительства", "архитектура") - традиционная индуистская система архитектурного планирования и дизайна. Преимущественно используется в индуистской храмовой архитектуре, но также находит широкое применение в скульптуре, танцах и поэзии. Основателем Васту традиционно считается мудрец Майян. Хотя в течение многих веков Васту использовалась в основном в планировке и дизайне культовых объектов, начиная со второй половины XX века Васту всё больше и больше применяется в гражданском строительстве.



Шилпа-шастры - термин, которым называют группу трактатов по индуистской иконографии и храмовой архитектуре. В "Шилпа-шастрах" описываются пропорции и стандарты изготовления индуистских храмовых божеств и руководства по строительству и проектировке индуистских храмов. Одной из "Шилпа-шастр" является трактат по архитектуре "Васту-шастра". В некоторых источниках "Шилпа-шастры" причисляются к упаведам. Учёные датируют "Шилпа-шастры" периодом с V по XII век.


 

Джйотир-веда

Джйотиш (Джотиш) - Ведическая Астрология - это наука трансформаций и технология предсказаний. Это наука, которая объясняет, как под влиянием тех или иных законов природы происходит последовательное развитие жизни человека, начиная с момента рождения. Джйотиш содержит математически точное знание о циклах времени, на которых основаны все перемены и трансформации.


Ману-самхита также известна как Ману-смрити, Манава-дхармашастра и Законы Ману - памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому человеку в исполнении им своего общественного, морального и духовного долга, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества - Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

 

«Шастры» — означают книги, в которых содержатся нормы поведения людей (см.: Муромцев, 1997. С. 38-39).

Концепция индуизма исходит из того, что в основе деятельности человека лежит триада, включающая добродетель (дхарма), интерес, выгоду, пользу (артха) и удовольствие (кама). Соответственно этому существует три науки — «дхармашастра», «артхашастра» и «камашастра»Камасутра перечисляет 64 вида «искусств» (или «знаний»), изучение которых входит в рамки общего «курса» «камашастры» — науки любви. Однако, согласно доктрине «камашастры», «искусства», обозначенные в «списке 64», вовсе не были перечнем развлечений, заполняющих досуг ленивых людей. Они предназначались для развития потенциала всех человеческих чувств — осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения, так же как и для тренировки ума, для развития наших способностей логически оценивать возникающие перед нами проблемы. И с этой точки зрения становится очевидным, что все эти «искусства» имеют ярко выраженную чувственную направленность: каждое из них по отдельности может и не иметь прямого отношения к сексу или сексуальной деятельности, но при этом все человеческие чувства будут способны функционировать с предельной интенсивностью.

 

 

Артхаша́стра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.). Памятник уникален своим жанром — это наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной деятельности отводили государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.

Дхармаша́стры (Dharmaśāstra IAST в переводе с санкр. — «наставление в дхарме») — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.

Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга. В Древней Индии Дхармашастры составлялись различными школами богословов и использовались как религиозно-правовые трактаты.

Дхармашастры содержали различные нормы поведения: правовые, религиозные и морально-этические, такие нормы, которые были добродетельны с точки зрения брахманизма. Дхармашастры формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. Но они являлись основными предписаниями и правилами, которые определяли как должен был поступать человек в общественной и личной жизни в зависимости от того к какой касте или сословию он принадлежал.

До нашего времени дошло более 20 Дхармашастр, как целиком так и в отрывках. Большинство из них относится к IIV векам нашей эры. Эти тексты предоставляют богатый материал для исследователей, по которому можно судить о жизни общества в Древней Индии. Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити», «Нарада-смрити» и «Яджнавалкья-смрити».

Камашастра — учение о взаимоотношениях мужчины и женщины, возникшее в Индии в начале новой эры.

В триаде принципов, связанных с активной жизнедеятельностью, kāma занимает весьма существенное место. «Желание» как изначальная творящая сила выступает уже в «Ригведе»; ее персонификация — великий перворожденный бог Кама. Брачные отношения, как в плане космогонической и ритуальной символики, так и в конкретных рекомендациях, отразились в рассуждениях ранних упанишад.

Камасу́тра (санскр. कामसूत्र, Kāmasūtra IAST) — древний индийский текст, посвящённый теме камы — сферы чувственной, эмоциональной жизни, вожделения и любви. «Камасутра» опирается на многочисленные предшествующие труды в области камашастры — науки о каме и, благодаря своей полноте и систематичности, многими рассматривается как основополагающий труд в этой области в санскритской литературе. Автор текста — Ватьсьяяна. Полное название этого произведения — «Ватьсьяяна кама сутра» («Наставление о каме, принадлежащие Ватьсьяяне»). Полагают, что автор жил в 3-ем—4-ом веках н. э., вероятно, в Кушанском царстве.
 

Тибетское искусство любви — книга которая наверное более понятна, хоть в ней тоже есть крен на секс в современном понимании, а не на этику взаимоотношений. напр. Гедун Чопел "Трактат о страсти"

 

Веда́нга (санскр. वेदाङ्ग; vedāṅga IAST — «часть Вед») — цикл обрядовой и научной литературы, примыкающий к Ведам. Содержит в себе руководства по шести отраслям знания, предназначенные для правильного проведения ведийских ритуалов, а также для надлежащего толкования Вед.

  1. Шикша (śikṣā IAST) — фонетика и фонология (сандхи)
  2. Чхандас (chandas IAST) — метр
  3. Вьякарана (vyākaraṇa IAST) — грамматика
  4. Нирукта (nirukta IAST) — этимология
  5. Джьотиша (jyotiṣa IAST) — астрология и астрономия, которые в частности описывают благоприятные дни для совершения яджн
  6. Калпа (kalpa IAST) — ритуаловедение

Традиционно, у каждой Веды есть своя шикша, чандас, калпа и джьотиша, тогда как вьякарана и нирукта являются общими для всех четырёх Вед. Впервые список шести Веданг был представлен в одной из ранних Упанишад — «Мундака-упанишаде», где говорится, что с ними должны ознакомиться все, кто изучают Веды. Тексты по шести Ведангам, как правило, представлены в виде сутр — кратких правил и положений, для понимания которых необходимы комментарии гуру.

Среди индологов нет единого мнения по поводу хронологии Веданг, их соотношения с текстами Вед и самого их назначения. Наиболее распространена точка зрения, по которой они представляют собой краткие трактаты, выделившиеся из Брахман — подробных описаний и предписаний по ведийскому ритуалу. Крайняя сжатость некоторых сутр возможно связана с учебными потребностями в их заучивании. Хотя для заучивания более подходят стихотворные трактаты (которые также присутствуют в рамках канона шести Веданг), нежели шифрованные записи «лекций», дешифровка которых рассчитана явно не на «студента».

Время создания Веданг оценивается учёными в широких пределах: если древнейшие сутры, посвящённые торжественному ритуалу (вроде «Баудахаяна-шраута-сутры»), возможно появились одновременно с древнейшими Брахманами и датируются первой половиной I тыс. до н. э., то некоторые трактаты, вроде «Чханда-сутры» Пингалы, относятся уже к первой половине I тыс. н. э. Бо́льшая часть Веданг, по мнению учёных, была составлена в период с V по II века до н. э.

 

«Джьоти́ша-веда́нга» (Jyotiṣa Vedānga IAST) или «Веда́нга-джьоти́ша» (Vedānga Jyotiṣa IAST) — древнеиндийский санскритский трактат по астрономии и астрологии.  Автором трактата принято считать древнеиндийского астронома и астролога Лагадху.  Веданга Jyotisha описывает зимнего солнцестояния на период приблизительно 1 400 г. до н.э. Однако окончательную версию датируют более поздним воеменем.

В тексте трактата описываются правила расчёта движения Солнца и Луны для проведения ведийских жертвоприношений. Трактат можно считать первой работой по математической астрономии в Индии.

До наших дней дошли две редакции «Джьотиша-веданги». Одна из них состоит из 36 стихов и примыкает к «Риг-веде», а другая состоит из 45 стихов[2] и примыкает к «Яджур-веде». 29 стихов в обеих версиях полностью совпадают[3].