Знания бывают двух видов: бахья-видья (мирские знание) и брахма-видья (знания о глобальном бесконечном абсолюте). Мирские знания помогают в ежедневной мирской жизни. Человек получает образование, профессию, ученые степени, что так же обеспечивает его материальное положение. Но брахма-видья укрепляет человека духовно, помогая ему в повседневной жизни. Она раскрывает путь радостного пребывания в этой жизни, а также в жизни после смерти. Брахма-видья - самые высшие знания.

 

Самореализация, Пробуждение, Просветление – это такая же наука как и остальные. Она имеет свои систематизированные, проверяемые методы и подходы. Если бы это была случайная или хаотичная система, то возможность пробуждения для каждого человека сводилась к случайности и везению. За тысячелетия существования Ведической Традиции Мастеров, Ведическая Наука сложилась как стройная, полная и совершенная наука, которая позволяет каждому человеку реализовать цель своего рождения на земле, применив на себе принципы и подходы, предлагаемые Ведической наукой.


Как и любая другая наука, Ведическая наука используют свой собственный язык, свою собственную терминологию для описания процессов, явлений и законов, связанных с самореализацией или пробуждением. И для человека, который движется к самореализации, используя Ведический метод, желательно знать язык этой системы.
Ведическая терминология выражена на языке санскрит. Санскрит – это язык, не созданный людьми, а познанный в Пробуждённом Сознании – Сознании Брахмана. Уникальность языка санскрита в том, что имя и форма в нём абсолютно взаимосвязаны друг с другом. Каждый звук санскритского алфавита отражает в себе специфический закон природы или качества мироздания, а сочетание этих звуков в слове – законы трансформации одного закона природы или качества в другое.
Особенность перевода понятий, определений, слов Ведической науки с санскрита обусловлена ещё и тем, что существует четыре основных состояний сознания и каждому из этих состояний соответствует свой уровень понимания и видения мира. А если ещё учитывать, что каждый термин может быть рассмотрен отдельно с позиции наблюдателя (Риши), процесса наблюдения (Девата) и наблюдаемого (Чхандас), то для каждого термина Ведической науки может быть дано двенадцать уровней толкования.

 

Свадхйайа это четвёртая нийама и она означает самопознание, знание дживы (индивидуальной души), атмы (духа), самопознание, осознание единства индивидуальной души с мировой душой также известна как Атма-джняна или Брахма-джняна.

"О Дэви! Атма-джняна — это единственный путь к окончательному освобождению. Тот, кто обладает этим знанием, воистину, да, воистину, освобожден, продолжая жить в этом мире (становится дживанмуктой). В этом нет никакого сомнения. Человек не может освободиться ни деяниями, ни рождением детей, ни богатством. Он освобождается только познанием [высшего] духа (Атман) [индивидуальным] духом (дживан) /XIV.135-136/. Маханирвана тантра

Познание Атмана или Брахмана, без самопознания невозможно, именно поэтому самопознанию уделяется такое важное значение.

"Самопознание - причина счастья и освобождения для человека, а не Дхарма, не карма и не произнесение мантр." /9/ Джнана санкалини тантра.

 

 

Асана – обычный перевод – «удобная поза». Поза, или положение тела, позволяющее течь абсолюту из неструктурированного, хаотичного состояния в направленном потоке. До пробуждения, – асана – это специфические позы для тела, которые позволяют трансформировать психофизику в результате направленного течения сознания из его неструктурированного состояния по определённым каналам внимания. В состоянии самадхи, в любой асане, человек может пребывать сколь угодно долго. После Пробуждения – любое положение тела является асаной.


Атма, Атман – обычный перевод – «самость, душа». Абсолют, осознающий своё собственное существование. Термин, который используют для обозначения высшего «Я» человека и всех живых существ. Пробуждение – это непосредственное проживание Атмы на индивидуальном опыте. В Ведической науке пробуждение так же называется Атма-Видья – знание Атмана. После пробуждения человек воспринимает себя как живой абсолют – Атма. «Я не это – я ТО» – «я» не ограниченное в пространстве и времени тело, ум, эго – «я» безграничный, бессмертный, живой абсолют – Атма.


Брахм, Брахма, Брахман – обычный перевод «абсолют». Самообращённое и самодостаточное состояние абсолюта в самом себе; порождаемое, поддерживаемое и растворяемое самим собой в себе самом. Дословно слово Брахм можно перевести как «самоизлучающее самопоглощение». Окончательная и единственно существующая реальность. Полнота всего мироздания, являющаяся большим, чем сумма всех составляющих его элементов. Восприятие мира как Брахм (Брахман) возможно лишь в Сознании Брахмана – Брахма-Видья – состояние сознания, реализуемое после Пробуждения как результат абсолютной самоотдачи себя. Отличие Брахм от Атмы в том, что всё есть Брахм – всё есть Абсолют, а Атма – это абсолют осознающий своё существование. Гора – есть Брахм – это абсолют, но она не осознаёт своё существование. Человек в состоянии пробуждения является Атма и Брахм – он абсолют, и этот абсолют осознаёт себя как абсолют. Сознание Брахма-Видья характеризуется фразой «Ахам Брахмасми» – «Я есть Брахм, я есть Абсолют, а есть Всецелостность, Тотальность, я есть Всё», Атма-Видья – «Я есть ТО».


Веда – «знание». Подробный перевод «истина отражённая в себе». Веда – это записанная в форме последовательного течения звуков структура абсолюта в самом себе. Абсолют, Брахм не является некой аморфной субстанцией – он очень чётко структурирован в самом себе и эта структура подобна течению океана в самом себе. Самоорганизующая динамика, структурирующая абсолют в самом себе нелинейна и лежит за пределами пространства и времени – это абсолют, создающий свою собственную «арматуру», своё собственное течение в самом себе из самого себя. И эту структуру возможно воспринимать в высшем состоянии сознания после реализации Брахма-Видья. Людей, которые воспринимают эту структуру абсолюта, в Ведической Традиции называют Риши. Когда человек воспринял саморганизующую динамику абсолюта, то её возможно воспроизвести в графической или в звуковой форме. Передача этой структуры в звуковой форме и известна как Веда: Рик Веда, Сама Веда, Яджур Веда и Атхарва Веда. Это воспроизведённое в форме слышимого человеческим ухом последовательное течение звуков, соответствующее структурированным в самом себе вибрациям абсолюта. Последовательное течение звуков Веды передает в линейном виде с разных сторон не линейную структуру абсолюта. Веда не была создана или придумана кем либо, и у неё нет автора. Разные Риши воспринимали разные структуры абсолюта и это передавалось в форме звуков из поколения в поколение. Позже это последовательное течение звуков было записано в форме книг. Но Веды не имеют смысла в том плане как мы привыкли понимать – у них нет смыслового интеллектуального значения, поэтому их бессмысленно читать в переводе с санскрита и искать в них какой- либо смысловой контекст. Это звуковое выражение абсолюта в самом себе.

«Это вечная история, рассказываемая абсолютом самому себе, в самом себе»

Махариши Махеш Йоги.

 

Веда – это само знание, не на уровне смысла или интеллектуального понимания – это знание в самом себе, на своём самодостаточном уровне, вибрирующее в абсолюте.
После реализации пробуждения – Атма-Видья – человек знает себя как абсолют. После реализации Брахма-Видья, человек знает, как этот абсолют двигается в самом себе, его структуру и его природу в самом себе, поэтому Веда – это знание своей собственной абсолютной природы на уровне самой себя.


Ведическая наука – систематизированное знание о законах природы, мироздании и реализации человека, передающиеся из поколения в поколение в Традиции Ведических Мастеров. Включает в себя знание о законах, принципах и способах реализации конечной цели эволюции человека – пробуждении, просветлении. Это знание строится на полном и совершенном понимании абсолютной природы человека как непроявленного высшего Я, абсолюта, Атма; на полном и завершённом знании природы мироздания как Брахме – которое больше чем проявленное и непроявленное вместе взятое, и которое неотделимо от высшего Я; а так же на знании механизмов, принципов и законов проявления, поддержания и растворения мироздания. Это знание дает понимание подходов к каждому отдельному человеку, в каждом промежутке времени (Сат Юга, Двапара Юга, Трета Юга, Кали Юга) для реализации его высшей цели – жизни в полной свободе, удовлетворении и полной реализации – в Сознании Брахмана. Подходы к вопросу самореализации человека зависят не только от конкретного человека (его психофизики или природы его тела и ума), но и от того времени, в котором он живёт, поскольку в разные эпохи законы природы развиты по-разному и по-разному влияют на человека. Ведическая наука владеет полным и завершённым знанием о реализации каждого конкретного человека в любом временном отрезке.

 

Понятия европейской философии, подобные брахма-видье.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем[1]; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории[2], структуру и закономерности[3].

 

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггерфундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты)[4].

Предмет онтологии

 

Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после (μετά τά) Аристотелевой «Физики» (φυσικά), отчего и получили своё название.

Николай Дамасский, перипатетик I в. н. э., цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в основании их. Этот смысл термина и остался в общем сознании.

Впервые этот термин был употреблен неоплатоником Симплицием в V веке, а в средние века получил широкое распространение, став синонимом философии, рассматриваемой как учение о началах всего сущего, считавшихся неизменными, духов­ными и недоступными чувственному опыту началами.

Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:

  1. Античную (древнюю) метафизику
  2. Классическую (эпоха Нового времени) метафизику
  3. Современную метафизику

О содержании метафизики говорить всегда затруднительно, потому что термин, проживший более 2.5 тысяч лет, оброс многими значениями и невозможно принять какое-то одно из них в качестве основного и, опираясь на него, описать «предмет метафизики». Разумнее указать на те вопросы, которые всегда выражали содержание метафизики.

Метафизические вопросы

  1. Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
  2. Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?
  3. Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют?)

Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всём протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.

В отношении Аристотелевской философии можно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус). В отношении Платоновской философии можно сказать, например, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями).

 

Брахма-Видья Упанишада

Шри Свами ШИВАНАНДА. Гьяна ЙОГА (Часть 3)

Видья Вахини

ГЛАВА XII

Термин "Видья" (Vidya) получен из корня "Вид" (Vid) путём добавления "йа" (ya). "Йа" (Ya) означает "то", а "Вид" (Vid) означает "Свет". Итак, Видья - это "то, что даёт свет". Это является основным значением этого слова. Поэтому очевидно, что только Брахма Видья заслуживает называться Видьей. Древними мудрецами Знание рассматривалось как Свет, а Невежество как Тьма. Так же, как свет и тьма не могут сосуществовать в одном и том же месте в одно и то же время, так и Видья и Авидья не могут находиться вместе. Итак, каждый, кто идёт по пути прогресса, должен очистить своё сознание и озарить свою сущность с помощью Брахма Видьи.

Гита в секции о Вибхути Йоге сообщает нам: "Я", - заявляет Господь, - "Адхяатма Видья (Брахма Видья) среди всех видов Видьи!" ("Адхяатма Видья Видьяанаам"). Все остальные Видьи или системы знания подобны рекам; Адхяатма Видья подобна океану. Так же, как все реки находят своё завершение в слиянии с океаном, так и все Видьи в конечном счёте соединяются в океане Адхяатма Видьи. Но это ещё не всё. Когда реки встречаются и соединяются с океаном, они теряют свои отдельные названия и формы и принимают имя и форму самого океана. Точно так же, различные Видьи, относящиеся к внешнему материальному миру, теряют свои индивидуальные названия и формы, когда они достигают слияния с обширным Океаном Брахма Видьи.

"Видьяа тапобхяам Путхаатма" - "Посредством Видьи и Тапаса человек преобразовывается в очищенную душу". Видья может рассматриваться как имеющая два аспекта: Баахья Видья и Брахма Видья. Баахья Видья обеспечивает необходимыми средствами для поддержания жизни. Человек может выучить множество предметов, получить важные учёные степени, достигать всё более и более высокого положения на работе и стараться вести свою жизнь без волнений и опасений. Этот тип Видьи помогает человеку независимо от типа выполняемой им работы, будь он батраком или премьер-министром. Брахма Видья, с другой стороны, наделяет всех людей силой, которая позволяет им успешно исполнять свои обязанности, которые они возложили на себя. Она излагает путь, который ведёт и к радости в мирских отношениях, и к блаженству за пределами жизни. Поэтому, Брахма Видья находится гораздо выше всех остальных, доступных человеку на земле. Брахма Видья имеет скрытую в ней божественную силу, способную освободить от неволи каждого. Баахья Видья не имеет такой силы. Брахма Видья позволяет вам познать Всесущность, Абсолют, Парабрахму; тапас позволяет вам слиться с Тем. Видья - это процесс приобретения знания; Тапас - это процесс познания. Первое является косвенным, это средство. Второе - это цель, завершение.