Аюрве́да (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) «Атхарваведы» и основывается на индуистской философской системе санкхья. «Аюрведа» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни»[1][2].

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах, больше всего в последней из четырёх «Атхарваведе»[3]. Атхарваведа — первый индийский текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана», карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета[4]

В Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела[5].

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них была уничтожена во времена правления моголов. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона.

Классические источники

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов[6]::

  • Чарака-самхита, (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность[5]).
  • Сушрута-самхита, (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств[5]. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа[7])
  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям[6]. Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов[8]. Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали «великими врачевателями»[9] и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.

Легендарный прародитель аюрведы

Изображение Дханвантари с целебными травами и сосудом амриты в руках

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны[10].

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей[18]:

  • Внутренняя медицина — Kayachikitsa
  • Хирургия — Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя традиционным представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром.

Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки[5].

  • Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку[5].

Философия аюрведы

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита»[19], «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»[20][21]

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, духовной и социальной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии — «salya-chikitsa».

Доши в Аюрведе

Три доши: Баланс пяти стихийНастроение и самочувствие человека напрямую зависят от его здоровья. Когда человек живет в гармонии с собой, не делает необдуманных поступков, которые вредят его здоровью, гармонично поддерживаются все биопроцессы в организме, которые так важны для правильного функционирования всех систем (мочеотделения, потоотделения и каловыведения).

Поэтому, особенно важно не нарушать комбинации дош, которые влияют на биохимические изменения. А это приводит к повышению или понижению обмена веществ. Доши формируются из пяти стихий, из которых также состоит и Вселенная: Огонь, Воздух, Вода, Земля и Эфир (Пространство). Объединение парных комбинаций и составляют тип конституции (телосложения), то есть, три основных Доши.

  1. Воздух+Эфир соединились в Вата
  2. Огонь+Вода соединились в Питта
  3. Вода+Земля соединились в Капху

Определить дошу по аюрведе не составляет особого труда – есть много различных тестов, профессионалов, которые сделают это, а также полезной литературы.

Типы доши классифицируются на три части управления биохимическими процессами в организме.

Превращение пищи в энергию, тепла и силу происходит под началом Питта доши. Особенно важно контролировать употребление здоровой пищи в зрелом возрасте. Говорят о слабом агни (пищеварительном огне), как о слабом здоровье.

Процессы восстановления, роста и создания новых клеток называются анаболизмом и управляются Капхой. Эти процессы активно происходят в детстве и в зрелости, могут быть спровоцированы излишним употреблением молочных продуктов, а также холодной и жирной пищей.

Катаболизмом (разрушением больших молекул на меньшие) управляет Вата доша, которая активно себя ведет в старости. Употребление сырых овощей и воздушной кукурузы, а также недостаточность физических нагрузок может привести к расстройству Ваты доши и к ухудшению здоровья.

 Вата, Питта и Капха

3 Доши:Вата, Питта, Капха

Основные понятия типов телосложения или конституций в Аюрведе – это три доши: Вата, Питта и Капха. Именно сбалансированность этих трех дош указывает на отличное физическое и психическое здоровье.

Характеристики Дош

Тип Доши Вата Питта Капха
Качества Движение и текучесть Нагревание и трансформация Прочность и устойчивость
Основа в физиологии
  • Дыхание
  • Кровообращение
  • Нейромышечная активность
  • Метаболическая деятельность
  • Энергетический обмен
  • Пищеварение
  • Строение и связывание
  • Баланс жидкости в организме
Проблемы в физиологии при дисбалансе
  • Заболевания нервной системы
  • Хронические боли
  • Аритмия
  • Нарушения ревматического характера
  • Запоры
  • Язвенная боль желудка
  • Артериальная гипертония
  • Воспалительные болезни кишечника
  • Заболевания кожи и аллергические реакции
  • Заболевания дыхательной системы
  • Синусит
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Атеросклероз
  • Опухоли
Проблемы в уме при дисбалансе
  • Беспокойство
  • Бессоница
  • Страх
  • Гнев
  • Зависть
  • Ревность
  • Чувство привязанности
  • Жадность
Первоэлементы (состояние материи) Воздух (Вайу) и Эфир (Пространство) (Акаша) Огонь (Агни) и Вода (Джала) Вода (Джала) и Земля (Притхиви)

Необходимо правильно подобрать употребляемые блюда, чтобы питание Питта доша приносило только пользу для организма. При верном выборе выработка энергии от пищи будет сбалансирована с потребностями человека в физических и умственных нагрузках. Можно избежать истощения или ожирения организма.

Питание Вата доша должно исключить употребление недозрелых фруктов и сырых овощей, острой и горькой пищи.

Питание Капха должно исключить употребление сладких, кислых, сочных фруктов, а также молочных продуктов и блюд, содержащих в своем составе соль.

Таким образом, питание по дошам ведет к идеальной гармоничности самочувствия, настроения и здоровья человека.

Баланс дош (приведение в равновесие)

Тип Доши Вата Питта Капха
Балансирующее влияние Питающее, успокаивающее Успокаивающее, охлаждающее Увеличивающее энергию, стимулирующее
Советы по питанию
  • Сладкий, кислый и соленый вкусы
  • Тяжелая, теплая и маслянистая пища
  • Специи для Ваты
  • Сладкий, вяжущий и горький вкусы
  • Прохладная пища и напитки
  • Специи для Питты
  • Горький, острый и вяжущий вкусы
  • Легкая, сухая и теплая пища
  • Специи для Капхи
Сезон Ноябрь-декабрь (Хемант) Январь-февраль (Шишир) Холодно и сухо Июль-август (Варша) Сентябрь-октябрь (Шарад) Жарко и тепло Март-апрель (Басант или Васант) Май-июнь (Гришма) Прохладно и влажно
Советы по сезону
  • Больше спать, ложиться рано
  • Увлажнять кожу
  • Быть в тепле
  • Диета для Ваты
  • Больше отдыхать – меньше работать
  • Прохладная пища и напитки (без льда)
  • Диета для Питты
  • Больше работать
  • Активная деятельность
  • Не спать днем
  • Меньше жареного, сладкого, сахара
  • Диета для Капхи
Физические упражнения
  • Успокаивающие, без резких движений
  • Прогулки
  • Умеренно-динамичный спорт
  • Плавание
  • Стимулирующие, энергичные упражнения
  • Чтобы избежать апатии
Балансирующие специи
  • Куркума
  • Соль
  • Асафетида
  • Перец
  • Шамбала
  • Аджван
  • Кумин
  • Кориандр
  • Имбирь
  • Тамарин
  • Фенхель
  • Фенхель
  • Куркума
  • Кумин
  • Кориандр
  • Кардамон
  • Корица
  • Имбирь (немного)
  • Гвоздика
  • Имбирь
  • Перец
  • Корица
  • Кардамон
  • Мускат
  • Шамбала
  • Тамарин
  • Цикорий
  • Асафетида
  • Кумин
  • Кориандр
  • Куркума
  • Фенхель

Пракрити и викрити

Комбинация трех дош (генный код) устанавливается еще при зачатии и сопровождает человека на протяжении всей его жизни и называется пракрити. Состояние здоровья в определенный момент называется викрити.

Если викрити совпадает с пракрити говорят об идеальном здоровье. Если викрити с пракрити не совпадает, значит речь идет о разнице, которая получилась в результате влияния  питания, эмоционального состояния, образа жизни, возраста, окружающей среды и других факторов. Таким образом, подкорректировав эти факторы можно добиться гармонии пракрити и викрити, то есть улучшить самочувствие и здоровье.

Пракрити и Викрити

Каждый тип обладает своими отличительными особенностями, которые проявляются в поведении, физических характеристиках, состоянии здоровья, внешнем виде.

Правильное определение типа конституции поможет поправить здоровье, соблюдать диету, скорректировать потребление жидкости, пищи. А также выбрать для себя тот образ жизни, который способствует улучшению здоровья и эмоционального состояния.

Эфирные масла.

В Аюрведической медицине эфирные масла достаточно популярны. Есть теория, которая объясняет свойства различных масел.

Масла, в зависимости от того как они действуют на организм, в Аюрведе делятся на согревающие (масла ян), и охлаждающие (масла инь). Также, существуют и нейтральные масла, которые нормализуют температуру тела человека, греют при холоде и охлаждают при жаре. Они могут применяться в любой сезон. Горячие аюрведические масла – это тимьяновые, их используют для согревания организма, а холодные – ромашковые, можно добавлять в воду при купании, чтоб охладиться.

Итак, по характеру и степени воздействия на организм, эфирные масла можно разместить на особой шкале – от теплых через нейтральные к холодным. Такие особенности масел доказывает наука. Так как они имеют электрический заряд, то у согревающих масел он отрицательный, а у охлаждающих – положительный. За счет этого, масла взаимодействуют на организм во время процесса втирания их в кожу.

Ещё одним свойством эфирных масел является их оттенок или цвет. Так, сильно выраженные согревающие масла, имеют ярко-красный или ярко-оранжевый цвета. Те, которые менее горячие, ближе к желтому цвету, а нейтральные – зеленоватого оттенка. Охлаждающие масла бывают голубого или синего цвета, и чем больше выражены их действия, тем насыщеннее цвет.

Важным свойством масел в Аюрведе является их способность делать кожу сухой или увлажненной. Масла, увлажняющие кожу, достаточно хорошо растворяется в воде, а сухие – становятся пленкой на поверхности воды, однако хорошо соединяются с жирами. Тут также можно сложить шкалу – от увлажняющих масел через нейтральные к сухим.

Влияние эфирных масел на человека

В зависимости от того на какую из трех дош действуют эфирные масла, при этом повышая или понижая ее, их можно разделить на три вида. Людям, у которых вата-конституция, не стоит выбирать аромамасла, увеличивающие вату, а людям, в которых питта- и капха-конституция нужно остерегаться масел, увеличивающих питту и капху.

Так, Вату увеличивают масла жасмина, герани, мандарина, мирта, пупавки, центронеллы, зверобоя, тысячелистника. В основном все горькие запахи.

Питту увеличивают масла апельсина, грейпфрута, аниса, гвоздики, камфоры, кардамона, корицы, розмарина, сосны, чабреца, шалфея лекарственного, эвкалипта, имбиря. Все запахи пряные, кислые, острые.

Капху увеличивают масла ванили, иланг-иланга, нероли, пачули, ромашки. Все запахи сладкие.

Некоторые масла можно также применять для комплексного лечения разнообразных нарушений из-за избытка одной или нескольких дош. К примеру, если вы знаете, что у вас нарушен баланс доши в организме, то следует применять определенные аромамасла для массажа, ванны или как благовония.

Эфирные масла при дисбалансе дош:

  1. При дисбалансе Питты: лимонная трава, лаванда, мелисса, чайное дерево, мята перечная, сандал, роза, ромашка, фенхель, укроп.
  2. При дисбалансе Ваты: сандал, базилик, ветивер, роза, иланг-иланг, ромашка, лимон, фенхель, ваниль.
  3. При дисбалансе Капхи: пихта, сосна, шалфей лекарственный, анис, имбирь, , кардамон, камфора, кумин, можжевеловые ягоды, гвоздика, мускатный орех, чабрец, эвкалипт.

Существуют масла для процедуры очищения или Панчакармы, а также аюрведического массажа.

Эфирные масла для массажа: мята, шалфей, лаванда, сосна, пихта, мелисса, апельсин, лимон, грейпфрут, бергамот, можжевельник, розмарин, чайное дерево, иланг-иланг.

Масла для панчакармы: касторовое, льняное, кунжутное, подсолнечное, горчичное, кукурузное.

Польза масел

Эфирные масла очень тонко действуют на самые важные жизненные процессы в организме. Они оказывают действие на работу мозга, влияют на функционирование ЦНС.Профилактика и польза эфирных масел и ароматерапии

В ароматерапии, эфирные масла применяют как фитовегеторегуляторы, для лечения достаточно большого количества болезней. Польза этих масел заключается в том, что с их помощью раны быстро заживляются, они оказывают противовоспалительное, противогрибковое, седативное, анальгезирующее, антисептическое воздействие. Также, эфирные масла улучшают память, работоспособность, концентрацию внимания. Способствуют выведению канцерогенов из организма.

Изредка эфирные масла проявляются как иммуномодуляторы. Некоторые масла являются природными антиоксидантами, они способствуют замедлению процессов старения. Их можно использовать как для лечения, так и для профилактики.
Эфирные масла богаты на витамины, минералы, различные полезные вещества.