|
|||||||||||||
В древности астрология имела повсеместное признание и использование. Она уходит корнями в астральную религию - астролатрию ( от греч. astron - "звезда" и latreia - "культ, служение") и до определенного момента неразрывна с ней. В астролатрии обожествляли Солнце, Луну и другие небесные тела. На ранних этапах развития человечества божествами считались сами небесные тела, на более развитых - они считались воплощениями богов или подчиненными богам. Астролатрия - неотъемлемый этап почти всех цивилизаций, хотя не всегда на ее базе зарождалась астрология. Для появления последней требовалась не только вера во влияние светил, но и довольно высокий уровень наблюдательной астрономии. Поэтому астрология появлялась лишь у народов, создавших высокую цивилизацию, и то не всегда (например, в доэллинистическом Древнем Египте астрологии не было).
Необходимо отметить, что правая часть этой схемы очень упрощена. Сложность религиозных течений на Ближнем Востоке, в Египте и Греции нельзя представить трёхчастной схемой без потерь. Граница между вторым и третьим этапом не такая уж резкая, однако этапы развития астрологии и астрономии представляются совершенно ясными и отчётливыми, а их взаимодействие с космической религией - надёжно засвидетельствованным в каждом из трёх случаев. |
|||||||||||||
"Теологическая" астрология |
|||||||||||||
В некоторых странах древнего мира воззрения астрологии были целиком теологическими, т.е. религиозными. Так в вавилонской астрологии планеты считались если не самими богами, то хотя бы одной из форм их воплощения. Древние индийцы также видели в планетах богов, на коих можно было повлиять молитвами и магическими обрядами. Существовали также виды астрологии, где Вселенная представляла собой механизм, где не было возможности проявиться ни воле человека, ни воле Бога.
"Речь Бога нуждается в толковании"(Астролатрия), поэтому и возникла необходимость в толкователях, которые в последствии стали называться астрологами, тарологами, рунологами, хиромантами. В древних клинописных таблицах было написано:"Писец, знающий (особый)трактат - астролог" Но прежде Астрологии возникла Астролатрия. Поворот к Астрологии (как к науке) случился (по мнению современных востоковедов) в середине 15 века д.н.э. А до тех пор миром правила Астролатрия! "Астролатрия - (формирует) мироощущение благодаря которому небесные объекты влияют на нашу жизнь." Клинописные тексты, 26 век д.н.э. Благодаря изучению клинописных текстов востоковедами многих стран(включая Россию), были переведены и научно исследованы 70 древних табличек (Ниппурский календарь), ставшие открытием мирового масштаба. Исследования проводятся с 40 годов, но в астрологическом мире это не сделало сенсации. Может причиной этому было отсутствие широких публикаций? Эти таблицы дали информацию о статусе Астрологии и астрологов. В государстве того времени астрологи были государственными чиновниками. В научном мире раздел "История Астрологии", как дисциплина, родилась в 1940 году. Ученые 20 века стали научно исследовать переписку астрологов древней эпохи с ассирийскими царями. Переписка оказалась очень живой и информационной. В этой переписке внимание на себя обращал высокий статус астрологов того древнего времени(26 век д.н.э.)В переписке цари хвастались друг перед другом астрологами и своими астрологическими знаниями. Но Астрологии предшествовала Астролатрия. Вот некоторые основы этого учения:
1."Астролатрия призвана формировать у человечества мироощущение, благодаря которому небесные объекты влияют на нашу жизнь". 2."Планы земли должны быть согласованы с планами неба".
3."Небеса и Земля подает нам знаки по отдельности, но не раздельно" (Ассирийский учебник Магов).
4."Так как Небо и Земля связаны между собой, то знак, который плох на Земле - плох и на Небе (и наоборот)".
5. "У всех земных объектов есть небесные прообразы, так как Земля - это объект, созданный сначала на небе".
6. "Речь Бога нуждается в толковании". 7. "Подобное притягивает подобное". 8. "Что на Небе, то и на Земле".
Когда читаешь эти священные строки Астролатрии, понимаешь, как мы далеки сегодня от первооснов Астрологии, как мы далеки от Астролатрии.
Какие выводы приходят на ум после прочтения такой информации?
1.Астрология, как наука дает представление об устройстве мира.
2.Астрология призвана давать представление об устройстве мира.
3.Астрология передает строгую ассоциацию процессов на Небе и на Земле.
4.Астрология - это вечное напоминание о том, что земной и тонкий мир был едины в очень давние времена. Думаю, что сегодня многие воплощенные духи тоскуют по тому прекрасному времени, когда не было этого страшного раздела между тонким и плотным мирами.
Читая переводы клинописных табличек, в голове не укладывается, что это всего лишь переписка царей между собой и астрологами того времени. Кто может себе представить Министерство Астрологии в России? Индусы могут, у них есть это. А кто может себе представить живую переписку между главами государств, которые друг перед другом хвастаются знаниями в Астролатрии и Астрологии, а у кого хватит фантазии представить живую переписку по мэйлу между действующими президентами современных стран и практикующими астрологами? "Храм - святилище, тянущее вверх, благодаря чему устанавливается связь между Небом и Землей"(Между Богами и людьми?); "Планы Земли Неба согласовываются в этом Храме" (А что сегодня у нас является Храмом, а где мы сегодня согласовываем наши планы с Богами?); "Жилище Небесного Божества (планетарной энергии)в статуе храма, посвященной этому Божеству" . Блаватская. Тайная доктрина. ОТДЕЛ XXXVIII АСТРОЛОГИЯ И АСТРОЛАТРИЯ Книги Гермеса Трисмегиста содержат в себе экзотерический смысл, все же затемненный для всех, кроме оккультистов, касающийся астрологии и астролатрии халдеев. Эти два предмета тесно связаны. Астролатрия, или преклонение перед небесным сонмом, является естественным результатом только наполовину раскрытой астрологии, адепты которой тщательно скрывали от непосвященных масс ее оккультные принципы и мудрость, сообщенную им Правителями Планет – «ангелами». Отсюда – божественная астрология для посвященных; суеверная астролатрия для профанов. Св. Юстин утверждает: Со времени первоначального изобретения иероглифов не простолюдины, а выдающиеся и отобранные люди посвящались в тайниках храмов во все виды астрологии – даже в самый низкий ее вид: тот, который впоследствии оказался проституированным на улицах. Существовала огромная разница между священной наукой, преподанной Петозирисом и Некепсо – первыми астрологами, упомянутыми в египетских рукописях, жившими, как полагают, во время царствования Рамзеса II (Сезостриса) [615] – и тем жалким шарлатанством знахарей, называющихся халдеями, которые деградировали это священное знание при последних императорах Рима. Действительно, вполне справедливо их можно назвать «высшей церемониальной астрологией» и «астрологической астролатрией». Первая зависела от познаний посвященных о тех (для нас) нематериальных Силах или Духовных Существах, которые воздействуют на материю и руководят ею. Названные древними философами архонтами и космократорами, они были представителями или образами на высших планах более низких и более материальных существ на лестнице эволюции, которых мы называем элементалами и духами природы, которым поклонялись и молились сабеяне, не подозревая существенной разницы. Поэтому поклонение последнего рода, когда еще не было просто притворством, очень часто вырождалось в черную магию. Это была излюбленная форма популярной, или экзотерической астрологии, ничего не знающей об апотелезматических принципах первоначальной науки, доктрины которой сообщались только при посвящении. Таким образом, в то время как действительные иерофанты возносились, как Полубоги, на самые вершины духовных познаний, hoi polloi среди сабеян погрязали в суеверии – десять тысяч лет тому назад так же, как и теперь – в холодной и смертельной тени долин материи. Звездное влияние двояко. Существует физическое и физиологическое влияние – влияние экзотеризма; и высокое духовное, интеллектуальное и нравственное влияние, передаваемое знанием планетарных богов. Бейли, говоря только с несовершенным знанием первой, еще в восемнадцатом веке назвал астрологию «очень глупой матерью очень мудрой дочери» – астрономии. С другой стороны, Араго, светило науки девятнадцатого века, поддерживает реальность сидерального влияния Солнца, Луны и планет. Он спрашивает: Где же мы находим, чтобы лунное влияние отрицалось с помощью таких аргументов, которые наука осмелилась бы признать? Но даже Бейли, разделавшись, как он думал, с обычно практикуемой астрологией, не осмеливается делать то же самое с действительной астрологией. Он говорит: Рассудительная астрология по своему происхождению представляет собою результат глубокомысленной системы, труд просвещенного народа, который слишком далеко проник в тайны Бога и природы. Ученый более позднего времени, член Института Франции и профессор истории Ф. Леба открыл (бессознательно для самого себя) самый корень астрологии в своей талантливой статье по этому предмету в «Dictionnaire Encyclopedique de France». Он говорит своим читателям, что он хорошо понимает, что приверженность к этой науке такого количества высоко интеллектуальных людей уже сама по себе является достаточным мотивом, чтобы поверить, что не все в астрологии глупость: В то время как мы провозглашаем в политике суверенитет народа и общественного мнения, можем ли мы допустить, как мы допускали до сих пор, что человечество позволяло полностью обманывать себя только в этом; что абсолютная, ужасная глупость царствовала в умах целых народов столько веков, не будучи обоснованной ни на чем, кроме слабоумия с одной стороны и шарлатанства с другой? Как могло быть, что в течение более чем пятидесяти веков большинство людей были простофилями или мошенниками?.. Даже обнаружив, что невозможно решить и отделить, что в астрологии является реальностью и что вымыслом и пустой фантазией... тем не менее, давайте повторим вместе с Боссуэ и всеми современными философами, что «ничто, что было доминирующим, не может быть абсолютно ложным». Разве не правда, во всех случаях, что среди планет существует физическая реакция одной на другую? И разве не правда, опять, что планеты влияют на атмосферу и, следовательно, имеют во всяком случае последующее воздействие на растительность и животных? Разве современная наука не продемонстрировала нам этих двух пунктов вне всякого сомнения?.. Разве менее правдиво то, что человеческая свобода действий не абсолютна, что все ограничено, что все влияет – планеты, как и остальное, – на каждую индивидуальную волю, что Провидение (или карма) действует на нас и направляет людей через эти связи, которые она установила между ними и зримыми объектами и всею вселенной?.. Астролатрия в своей сущности есть ничто другое, как это; мы обязаны признать, что некая интуиция, превышающая век, в котором они жили, руководила усилиями древних магов. Что же касается материализма и уничтожения человеческой нравственной свободы, в чем Бейли обвиняет их теорию (астрологию), то этот упрек не имеет никакого смысла. Все великие астрологи без единого исключения признавали, что человек может противодействовать влиянию звезд. Этот принцип изложен в Птолемеевой «Tetrabiblos», в этом истинном астрологическом священном писании, в главе II и III книги I.[616] Фома Аквинский подтвердил мнение Леба заранее; он говорит: Небесные тела суть причины всего, что случается в этом подлунном мире; они косвенно влияют на человеческие деяния; но не все ими производимые воздействия являются неизбежными.[617] Оккультисты и теософы первые признают, что существует белая и черная астрология. Тем не менее, те, кто хотят стать искусными в астрологии, должны изучать ее в обоих аспектах, и получаемые добрые или дурные результаты не зависят от принципов, которые одинаковы в обоих, а зависят от самого астролога. Таким образом, Пифагор, который по Книгам Гермеса создал всю систему Коперника за 2000 лет до того, как родился предшественник Галилея, нашел в них и изучил по ним всю науку божественной теогонии, о сношениях с Ректорами мира и вызывании их – Князей «Княжеств» Св. Павла, – рождение каждой планеты и самой вселенной, формулы заклинаний и посвящение каждой части человеческого тела соответственному знаку Зодиака. Все это нельзя рассматривать как что-то ребяческое и абсурдное – и еще менее «дьявольское» – за исключением, со стороны тех, кто есть и желают остаться новичками в философии оккультных наук. Ни один истинный мыслитель – ни один, кто осознает общую связь между человеком и как видимой, так и невидимой природой, не усмотрит в этих древних остатках архаической мудрости – например, таких как «Папирус Петеменофа» – «ребяческой ерунды и нелепости», как сделали многие академики и ученые. Но при нахождении в таких древних документах применения герметических правил и законов, таких как Посвящение волос человека небесному Нилу; левого виска – живому Духу в солнце, а правого виска – духу Аммона, он попытается лучше изучить и постичь «законы соответствий». Также он не потеряет веры в древность астрологии только потому, что некоторым востоковедам вздумалось заявить, что Зодиак не очень древний, будучи лишь изобретением греков Македонского периода. Ибо это заявление, кроме того, что оно является ошибочным еще по многим другим причинам, может быть всецело опровергнуто фактами, относящимися к самым последним открытиям в Египте, и также более правильным прочитыванием иероглифов и надписей самых ранних династий. Опубликованная полемика по поводу содержания так называемого «магического» папируса из коллекции Анастази указывает на древность Зодиака. Как сказано в «Lettres `a Lettrone»: папирус пространно трактует о четырех основах или Фундаментах мира, которые, согласно Шампольону, невозможно не опознать, так как приходится узнавать в них Столпы Мира Св. Павла. Они суть те, которых призывают вместе с богами всех небесных областей, еще раз, они совсем аналогичны Spiritualia nequitise in coelestibus того же Апостола.[618] То вызывание было составлено в надлежащих терминах... Формулы, воспроизведенной слишком точно Ямвлихом, чтобы еще возможно было отказать ему в заслуге, что он передал потомству древний и первоначальный дух египетских астрологов.[619] Так как Летрон пытался доказать, что все подлинные египетские Зодиаки были изготовлены в течение римского периода, то в качестве аргумента была приведена мумия Сенсаоса, чтобы доказать, что: Все зодиакальные памятники в Египте были, главным образом, астрономические. Царские гробницы и погребальные ритуалы представляют собою множество таблиц созвездий и их влияния на все часы каждого месяца. Таким образом, гороскопические таблицы сами доказывают, что они намного старше, чем период, приписываемый их происхождению; все Зодиаки саркофагов более поздних эпох представляют собою только нечто напоминающее Зодиаки мифологического (архаического) периода. Первоначальная астрология была настолько же выше современной так называемой рассудительной астрологии, насколько руководители (Планеты и знаки Зодиака) выше фонарных столбов. Берос показывает звездную суверенность Бэла и Милиты (Солнца и Луны), и только «двенадцать владык зодиакальных богов», «тридцать шесть богов-советников» и «двадцать четыре Звезды, судьи этого мира», которые поддерживают и руководят вселенной (нашей солнечной системой), держат дозор над смертными и раскрывают человечеству его судьбы и также свои собственные постановления. Рассудительная астрология, как она теперь известна, правильно наименована Латинской церковью материалистическим и пантеистическим пророчествованием по самой объективной планете, независимо от ее Ректора (Млак евреев, служители Вечного, уполномоченные им объявлять его волю смертным); восхождение, или сочетание планеты в момент рождения индивидуума определяет его судьбу и момент и образ его смерти.[620] Каждый, кто изучает оккультизм, знает, что небесные тела тесно связаны во время каждой манвантары с человечеством того данного цикла; и имеются некоторые люди, кто верят, что судьба каждой великой личности, родившейся в течение того периода – как каждого другого смертного, но только в значительно большей степени – начертана в соответствующем ей созвездии или звезде, начертана соответствующим Духом этой данной звезды как само-пророчество, ожидаемая автобиография. Человеческая монада в самом своем начале есть тот дух или душа этой же звезды (планеты). Как наше Солнце излучает свой свет и лучи на каждое тело в пространстве в пределах своей системы, так и Правитель каждой Планеты-звезды, Родитель-монада, испускает из себя самого Монаду каждой Души-«путницы», родившейся под его домом в его собственной группе. Этих Правителей эзотерически семеро, будь то сефироты, «ангелы присутствия», риши или амшаспенды. «Одно не есть число», сказано во всех эзотерических трудах. От каздимов и газзимов (астрологов) благородная первоначальная наука перешла к хартумим асофимам (или богословам) и хакамимам (или ученым, магам низшего класса), и от них к евреям в течение их плена. Книги Моисея на века были преданы забвению, и когда их снова открыл Хилкия, их истинный смысл для народа Израиля был утерян. Когда Даниил, последний из еврейских посвященных старой школы, стал главою магов и астрологов Халдеи, первоначальная оккультная астрология уже приходила в упадок. В те дни даже Египет, который получил свою мудрость из того же источника, что и Вавилон, уже потерял свое прежнее величие, и слава его начала блекнуть. Все же, древняя наука оставила свой вечный отпечаток на мире, и семь великих изначальных богов остались царствовать навсегда в астрологии и в делении времени всех народов на Земле. Названия дней нашей (христианской) недели являются именами богов халдеев, которые перевели их от названий арийских богов; однообразие этих допотопных названий у всех народов, от готтов назад к индийцам, осталось бы для нас необъяснимым, как думал сэр У. Джонс, если бы эту загадку не объяснило нам приглашение, сделанное халдейскими оракулами, записанное Порфирием и процитированное Евсевием: Перенести эти имена сперва на египетские и финикийские колонны, затем к грекам с точным указанием, что каждого Бога следует вызывать только в тот день, который носит его имя... Так, в этих оракулах Аполлон говорит: «Меня следует вызывать в день солнца: Меркурия – по его указаниям, затем Кроноса (Сатурна), затем Венеру, и непременно вызывайте каждого из этих богов семь раз».[621] Это не совсем так. Греция не получила свое астрологическое наставление от Египта или Халдеи, но непосредственно от Орфея, как нам рассказывает Лукиан.[622] Как он говорит, именно Орфей наделил индусскими науками почти всех великих монархов древности; и они, древние цари, любимцы планетарных богов, записали принципы астрологии, как, например, сделал Птолемей. Так Лукиан пишет: Беотийский Тирезий приобрел величайшую репутацию искусством предсказывать будущее... В те дни на гадание не смотрели так пренебрежительно, как теперь, и ничто не принималось без предварительного совещания с предсказателями, все предсказания которых основывались на астрологии... В Дельфах дева, облеченная властью объявлять будущее, была символом Небесной Девы... и нашей Владычицы. На саркофаге одного египетского фараона к Неит, матери Ра, телки, породившей Солнце, с телом, усеянным звездами, носящей солнечный и лунный диски, подобным же образом обращаются со словами «Небесная Дева» и «Наша Владычица Звездного Свода». Современная рассудительная астрология в своей нынешней форме началась только во время Диодора, как он извещает мир.[623] Но в халдейскую астрологию верило большинство великих людей Истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов на свой трон. Вителлий не осмелился выслать халдеев, так как они объявили, что день их изгнания также будет днем его смерти. Веспасиан советовался с ними ежедневно; Домициан не двигался с места не посоветовавшись с пророками; Адриан сам был ученый астролог, и все они, кончая Юлианом (прозванным Отступником, потому что не хотел стать таковым), верили в планетарных «богов» и адресовали им свои молитвы. Кроме того, император Адриан «предсказал, начиная с январских календ и вплоть до 31 декабря все события, которые происходили с ним». При мудрейших императорах в Риме существовала школа астрологии, где тайно обучали оккультным влияниям Солнца, Луны и Сатурна.[624] Рассудительной астрологией до сих пор пользуются каббалисты; Элифас Леви, современный французский маг, преподает ее элементарные знания в своей «Dogme et Rituel de la Haute Magie». Но ключ к церемониальной, или ритуальной, астрологии с терафимами и урим и туммим магии утерян для Европы. Поэтому наш век материализма пожимает плечами и видит в астрологии обманщину. Однако не все ученые надсмехаются над ней, и можно порадоваться, читая в «Mus'ee des Sciences» [625] впечатляющие и справедливые замечания, сделанные Ле Кутюрье, ученым с неплохой репутацией. Он находит очень любопытным заметить, что в то время, как смелые размышления Демокрита можно найти оправданными у Дальтона, Мечты алхимиков тоже находятся на пути к определенной реабилитации. Они получают обновленную жизнь от скрупулезных исследований их преемников-химиков; действительно, замечательно увидеть, насколько современные новейшие открытия за последнее время послужили оправданию средневековых теорий, освобождению их от обвинений в нелепости, которые посылались по их адресу. Так, если, как было наглядно доказано полковником Сабином, на направление куска стали, подвешенного на несколько футов над землей, может оказывать влияние положение Луны, чье тело находится на расстоянии 240 000 миль от нашей планеты, то кто же может обвинить древних астрологов (а также и современных) в нелепости их веры во влияние звезд на судьбу человека.[626] В эпоху раннего средневековья языческие религии уступают место христианству и исламу, однако астральный культ — сабеизм продолжает существовать.
В этот вопрос внес определенную ясность капитальный труд «Сабеисты и сабеизм», принадлежащий русскому семитологу Д. А. Хвольсону (1819-1911), который воспользовался сообщениями мусульманских авторов Мас’уди, Шахристани и Димешки, руководствовавшихся сведениями еврейских христианских авторов, а также самих сабейцев не только своего времени, но и времен седой старины.
Один из них, Мас’уди, в 332/943 г. был в Харране и беседовал с несколькими образованными сабейцами об их догматах и религиозных обычаях и рассказывал о многом как очевидец. Его сведения дополнены сообщениями Шахристани (ум. в 548/1153 г.), который свой рассказ начинает с того, что сабейцы обратили свое поклонение к знакам Зодиака и что сабейцы Рума поклоняются планетам, а сабейцы Индии — неподвижным звездам. Последнее косвенно подтверждается словами Абу Рейхана Бируни: «Среди индийцев самая знаменитая наука астрономия, по причине того, что дела их религии с ней связаны».
Примечателен религиозный спор между сабейцами и ханифитами, в котором первые нападают, а вторые защищаются. Сабейцы обосновывают идею поклонения звездам, высказывая пантеистические взгляды на сущность мироздания.
В первые века ислама приверженцами сабеизма были индийцы, персы, цари Ирака, греки, Рум, копты, арабы, а их храмы существовали в Мекке, Йемене, близ Исфахана, в Индии, в Балхе (Нисе), Фергане, Китае, Тире, Дамаске, Айн-Шамсе (Гелиополисе), Мамбеге, Судане, Андалузии (Испании) и Харране. САБЕИЗМ Религия древних халдеев. Последние, веря в единый безличный, универсальный, божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая звезды и другие небесные тела как их соответствующие символы. Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь
«Агафодемон был никем другим, как Сетх’ом и, по мнению некоторых писателей, Гермес был его сыном», так утверждает Станилэнд Уэк в своем труде «Великая Пирамида»[5]. Источник: Блаватская Е.П. - Тайная Доктрина т.2 ст.12
В. Емельянов «Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака» (С.-П.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 1999).
Исходя из этого (или подобных ему) издания, изначальная точка астрологии проясняется сквозь множества напластований и искажений. Истоки ее в культовом календаре сакральной столицы шумеров Ниппуре, где выявлялось соответствие между последованием помесячного ритуала и наименованием текущего созвездия, общественным событием и астрономическим феноменом. Это строго регламентированный годичный устав государственного культа, четко прописывающий, а не прогнозирующий, необходимые обрядовые действа. Это и стандартное аграрно-календарное восприятие действительности, указывающее конкретную схему сельскохозяйственных работ (рытье каналов – сев – жатва). Этой календарной системе порядка 5 тысячи лет, ведь первые свидетельства о нем явственны в самых ранних шумерских тестах, и вряд ли кто-нибудь мог предугадать, что осколки мертвой традиции, т. наз. «пустой мифологемы», станут предметом пристального внимания. Исторический фундамент астрологии – это примитивная сакрализация космических объектов как небесных стоянок (светоносных храмов) шумерского пантеона. «Небесными объектами командовали те же самые боги, которые жили в городских храмах». Довольно рано проявилось мнение о двухчастности мира, разбитого на верх и низ, где естественным порядком вещей первое руководит вторым. Лишь позднее у вавилонян и ассирийцев проявилось примитивная «платоническая» трактовка таких взаимоотношений, по которой земные объекты обладает своими небесными прообразами. И именно у них стал доминирующим момент прогноза событий в изначально нейтральной культовой календарной сетке. Поначалу наблюдали за всеми небесными явлениями, но далее сконцентрировались на движении Солнца и Луны; выяснилось, что в течение года они проходят 12 и 18 созвездий соответственно. Возобладал солнечный зодиак, позаимствовавший названия созвездий из помесячного свода богослужебных ритуалов шумеро-вавилонского календаря. Сначала почитались 12 созвездий, а потом и сами знаки, связанные с ними. И решающая особенность календарь был исключительно ориентирован на личность царя, олицетворяющего государство, на корпоративную личность народа, на страну, и ни в коем случае на отдельного обывателя, конкретного человека. Бытие страны (и ее первого представителя – царя) зависело от правильного следования ритуальным предписаниям (и соответственно от четкого соблюдения календарной основы), отражающим целостный порядок – земной и небесный. Первый индивидуальный гороскоп был составлен в V веке, уже при потере Вавилоном независимости. А уже античность, средневековье, ренессанс здорово поизмывались над этой мертвой религиозной традицией (возраст которой соразмерен самой письменной человеческой цивилизации), преобразовав ее до неузнаваемости, доведя ее до облика мистической идиосинкразии.
Трудно понять такой успех астрологии, так как отживших традиций много, но крупный выигрыш сорвала лишь наша подопечная. Вероятно, эта мертвая мифологема сыграла на нижайших инстинктах человечества: если существует стародавняя схема предсказания грядущего, то почему же от нее стоит отнекиваться. Здесь вскрылась классическое свойство любой из мифологем – их принципиальная неопровержимость, устоявшуюся в головах фантазию невозможно отвергнуть, именно по той причине, что ее реально не существует. Так как астрология постоянно культивируется, является чуть ли не устоявшейся лексемой любого обыденного разговора, ее фантасмагоричность скрадывается и она рассматривается как нечто действенное, действительное, жизненное. Откровенно жаль, что работы ассириологов, где и заключена истинная подноготная астрологии, являются объектом узкоспециализированных интересов любителей древности и профессионалов. Их тысячные тиражи, проповедующие научные честность, последовательность, трезвость мышления, бесследно растворяются в океане многомиллионных конформистских прогнозов, словоблудливых гороскопов, невменяемых надежд. Даже упование на изменения кажется глубоко наивным: суровая индустрия гороскопов, развлекающая и зарабатывающая, пренебрегающе смотрит на словесные игры компетентных историков.
|