Прана видья - это наука о пране. Она широко использует удджайи пранаяму и кхечари при любом положении тела, но главным условием является прямой позвоночник.
Существуют две стадии распределения энергии, каждая из которых имеет множество вариаций.
Первая стадия, восходящая, обеспечивает поступление энергии к аджна чакре, которая является энергетическим хранилищем. Прана может прибывать из манипуры или снаружи тела сквозь кожный покров. Но откуда бы прана ни поступала, она всегда нагнетается только во время вдоха.
Вторая стадия, нисходящая, открывает энергетическое хранилище аджна чакры, из которой энергия распределяется по всему телу, или даже к другому человеку. Но и в этой стадии, однако, прана всегда начинает истекать из аджны к месту назначения также при вдохе.
В отношении распределения энергии после вдоха эти две стадии сходятся, и, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга.
И хотя перемещение от одной стадии к другой происходит незаметно, чередование различий между ними должно нами четко осознаваться.

Прана видья использует духовный канал пингала. Это означает, что для духовной цели никогда не следует использовать противоположный канал ида, т.к. это может привести к вредным последствиям. Тайный метод йогического душевного исцеления посредством “наложения рук” может также быть использован для исцеления больной или плохо функционирующей части тела при помощи направления праны непосредственно от аджна чакры. Исцеляя больного, необходимо направить прану из аджна чакры непосредственно в правую руку, которая при этом должна лежать на больной части тела. Для более эффективного исцеления необходимо, чтобы больной прочувствовал, как прана истекает из руки и согревает больную часть тела.

 

ЗАНЯТИЯ

1.Закройте глаза, чтобы избежать отвлечения внимания, примите удобную позу
Разбуженная прана продвигается по спирали от муладхары до аджны. Прослеживая движение праны, вам необходимо сохранять ритм своего дыхания.
Начиная свое движение по правой кривой, прана выходит из муладхары и достигает свадхистханы.
Затем по левой кривой она входит в манипуру.
От манипуры до анахаты прана продвигается опять по правой кривой.
От анахаты до вишуддхи она всходит по левой кривой.
И от вишуддхи прана достигает аджны по правой кривой.
Нужно совершить 49 раундов таких восхождений.

Однако, когда вы прочувствуете, что ваша прана проснулась и стала продвигаться вверх сквозь все чакры, можно сократить число этих раундов,- однажды разбуженная прана спит весьма чутко и пробуждается сразу всякий раз, когда вы к ней обращаетесь.
А теперь начинайте пробуждать прану от муладхары до аджны, представляйте, как энергия продвигается вверх внутри позвоночного столба. Поднявшись до аджны, сделайте короткую паузу в форме кумбхаки. Здесь заканчивается первый раунд и начинается второй.
Опять возобновляйте странствие от муладхары к аджне с кумбхакой в конце, вы не должны спускаться по позвоночнику сквозь все чакры вниз, а каждый раз начинать восхождение вверх.

Следует знать, что теперь, наука Хатха Йоги основывают на “задержании дыхания”, или Пранаяме, против применения которой Учителя "правой пуки" единодушно возражают. Ибо что такое Пранаяма? Это означает “смерть (жизненного) дыхания”. Прана, как сказано, не есть Джива, вечный родник жизни бессмертной, также она никоим образом не связана с Пранавой, как думают некоторые, ибо Пранава есть синоним АУМа в мистическом смысле. Все то, что публично сказано и преподано о ней, можно найти в общем доступе, однако, если следовать таким наставлениям, то это может привести только к Черной Магии и медиумизму.

Прана. Пранаяма. Прана Видья, 1991 Bichar School of Yoga © Издательство Северный ковш, перевод, оформление, макет, 2004 .

Ниранджанананда Свами Сарасвати.