Расаяна — это аюрведическая наука омоложения, долголетия и бессмертия. Считается, что ее приверженцы могут обрести вечную жизнь во плоти.

Аюрведическое врачевание начинается с исцеления врожденных, генетических недостатков физического тела. Познайте свои слабые стороны, изучив болезни, которыми страдали ваши предки, — и вы сможете выбрать для себя режим, препятствующий проявлению этих изъянов, а затем исправить их с помощью лекарственных растений и эфирных масел. Если, к примеру, ваши мать и бабушка были склонны к запорам, то вы можете скорректировать свое питание с учетом этой наследственной тенденции и провести курс лечения соответствующими травами и маслами (например, трифолией и алоэ).

Следующим шагом должна стать гармонизация дош. Избыток какой-либо из дош подтачивает жизненные силы, поэтому доши следует уравновесить. Автор книг по аюрведе Роберт Свобода пишет, что если у вас нет никаких изъянов и слабых мест, то никакое возрастание и снижение дош не нанесет ущерба вашему здоровью. С другой стороны, даже если у вас имеются тяжелые врожденные недостатки, вы не заболеете, если будете тщательно поддерживать равновесие дош. Однако большинство людей не только имеют наследственные изъяны, но и не заботятся о равновесии дош, а потому страдают различными болезнями.

Панчакарма — это сезонное очищение организма, позволяющее избавиться от всех накопившихся в теле шлаков и восстановить равновесие дош. Это «прощение», которое мы даруем своему физическому телу. «Прощая» свое тело, мы возвращаем его к состоянию чистоты и даем ему еще один шанс на обретение крепкого здоровья. Тарпана — это ритуальное очищение мыслей о предках и глубинное врачевание наследственных недостатков. Идеал прощения играет важнейшую роль и в тарпане. Здесь прощение становится мощным орудием трансформации: мы освобождаемся от мыслей и чувств, связанных со страхом, и неудовлетворенными потребностями и открываемся навстречу истинной любви и связи со всем сущим. В наши дни ритуал тарпаны, позволяющий освободиться от иллюзии разделенности, стали использовать для гармонизации всех форм человеческих взаимоотношений.

Расаяна — это кульминация всей аюрведической мудрости. Травы и масла, способствующие омоложению и долголетию, сочетаются в ней с прочисткой каналов, физическими упражнениями, медитацией, пением мантр и дыхательными техниками (всеми формами ведической мудрости) ради достижения бессмертия.

Свойства масел, применяемых в расаяне, выходят за пределы физического врачевания. Они врачуют глубинные эмоции, гармонизируют ум и сообщают человеку духовную энергию, которая помогает ему освободиться от привязанностей и отчужденности физического существования и слиться воедино с вечными началами. Масла расаяны преображают всю систему «тело-ум», избавляя ее от примитивных реакций, основанных на желаниях и страхах, и поднимая нас на высочайшие уровни познавательной деятельности, доступной человеческому сознанию.

Далее мы приводим перечень масел расаяны, наиболее благотворных для представителей различных конституциональных типов. Помните, однако, что при условии равновесия дош представитель любого типа может пользоваться всеми маслами расаяны без исключения.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА РАСАЯНЫ

Вата: аджван, аир, алоэ настоящее, брами, ветивер, герань, девясил, джатамамси, дягиль, жасмин, имбирь, кедр гималайский, ладан, лотос, мирра, моркови семя, роза, сандал, шафран.

Питта: алоэ настоящее Alóe véra, брами Bacopa monnieri, жасмин, кедр гималайский Cedrus deodara, лотос, шафран.

Капха: аир, алоэ настоящее, девясил, джатамамси, дягиль, жасмин, кедр гималайский, ладан, лотос, мирра, роза, шафран.

 

Уникальным свойством человеческого тела является его естественная способность к самообновлению и самоисцелению. Однако, если равновесие трех дош нарушено и пищеварительная способность ослаблена, организм загрязняется токсинами и это препятствует реализации чудесных возможностей нашего тела. Для избавления от токсинов аюрведа дарит нам панчакарму, «науку омоложения». В результате выполнения процедур панчакармы тело освобождается от негативного влияния инородных субстанций и приводит в действие механизм естественного омоложения.

Здесь можно было бы перечислить еще много идей и концепций, но этих семи уже вполне достаточно, чтобы понять уникальность аюрведического подхода. Древняя наука всегда полагала, что здоровье является результатом скоординированной работы духа, тела и ума, которая происходит в тесной взаимосвязи со всеми остальными элементами и процессами в мироздании, материальными и нематериальными. Она признает, что человеческая жизнь неотделима от жизни космической.

 

Панчакарма в переводе с санскрита означает: панча — пять, карма — действие. Это пять очищающих действий, которые дают мощный терапевтический эффект, выводя из организма токсины, очищая тело на физическом, эмоциональном и ментальном уровне.

Уникальность панчакармы заключается в том, что она не борется с симптомами болезни, ни с ее симптомами, а направлена на устранение тех факторов, которые служат причиной самой болезни.

В результате проведения процедур:

  • Тело очищается от токсинов, прочищаются все каналы;
  • Восстанавливается иммунитет;
  • Освобождение от избытка дош (три жизненные силы в виде трех биологических элементов — вата, питта, капха);
  • Происходит омоложение тела;
  • Останавливаются процессы старения организма;
  • Улучшается всасывание и усвоение питательных веществ и лекарственных средств;
  • Улучшается зрение;
  • Очищается ум;
  • Устраняются стрессы;
  • Улучшается общее психическое и эмоциональное состояние человека;
  • Открываются тонкие каналы, способствующие развитию духовного мира.

Данная процедура уникальна и присутствует только в аюрведе. Список болезней, для лечения которых используется этот комплекс, весьма внушителен.

Также Панчакарма показана спортсменам при подготовке к соревнованиям, для реабилитации после психоэмоционального напряжения и травм.

Существует две школы панчакармы северная и южная (керальская). Обе школы не противоречат друг другу, однако южная керальская школа получила наибольшее распространение. В керальской панчакарме количество процедур может меняться в зависимости от показаний. Они основываются на промасливании (снехана) и прогревании пациента (сведана).

Непосредственно самим процедурам панчакармы предшествуют подготовительные методы: усиление пищеварения и обмена веществ (дипана и пачана), специальная диета, облегчающая работу пищеварительного тракта (лагху ахара) и очищение желудочно-кишечного тракта (коштха шудхи).

В результате подготовительных процедур токсины перемещаются туда, откуда их легко затем будет вывести наружу.

Процедуры северной школы панчакармы:

  1. Ваман — стимулирование терапевтической рвоты.
  2. Виречан — очищение кишечника.
  3. Васти (Басти) — использование клизмы.
  4. Насья — процедура для носа, горла, пазух и головы.
  5. Ракта-Мокша — кровопускание.

Процедуры керальской панчакармы:

  1. Абхйанга — умащение тела, масляные втирания.
  2. Широдхара — знаменитая процедура: проливание масла на голову.
  3. Пинда сведа — прогревание и массаж с помощью мешочков с лекарственными составами.
  4. Мукхабхйанга — массаж лица с использованием эфирных и лекарственных масел.
  5. Катибасти — ванночка для спины и поясницы с использованием горячих лекарственных масел или отваров лекарственных трав.
  6. Сарвангадхара — ("Царская" процедура) — непрерывное проливание на тело лекарственного масла и одновременный глубокий массаж.
  7. Удвартана — массаж тела с лекарственными порошками решает такие проблемы, как целлюлит и избыточной вес.
  8. Падабхйанга — массаж стоп с лекарственными маслами.

 

Кайя-кальпа. Трансформация тела

Десять тысяч лет назад у одного индийского царя была упрямая дочь, которая не пожелала выйти замуж ни за одного из достойных Царевичей, которые приехали просить ее руки. Доведенный до отчаяния, царь в гневе повелел завязать ей глаза, вывести во двор и поставить среди женихов. Тому, к кому она прикоснется, предстояло стать ее мужем, а их детям — наследниками царской династии.

И случилось так, что в тот день ко дворцу пришел один святой старец, поставлявший целебные травы царскому врачевателю. К нему-то и прикоснулась царевна. Старец просил царя отменить решение, ссылаясь на свой почтенный возраст и священные обеты. Но слово царя было законом: спустя три месяца царевна должна была сочетаться браком со своим невольным избранником. Старец обратился за советом к своему учителю, и тот предписал ему курс ускоренного омоложения.

Девяносто дней подряд старец питался особой пищей, выполнял дыхательные упражнения, принимал ритуальные ванны с травами и умащался священными маслами. И к концу этого срока его седые волосы снова почернели, во рту выросли новые зубы, а кожа и все тело исполнились молодой силы. Бывший старец женился на царевне, у них родилось много детей, и они счастливо прожили вместе еще много лет.

Таково предание об истоках кайя-кальпы — «трансформации тела», тайной методики врачевания, которую на протяжении многих столетий практиковали индийские религиозные целители, даруя царям и святым мудрецам вторую молодость и долгую жизнь. Во время британской колонизации носителей этого учения жестоко преследовали, и традиция его передачи едва не прервалась. В наши дни во всем мире осталось лишь восемнадцать последователей кайя-кальпы, но, к счастью, она сохранилась в форме, достаточно приемлемой для людей, привыкших к западному образу жизни. Кайя-кальпа не только ведет к омоложению, но и способствует расширению сознания и помогает принимать важные решения.

Методика

1. Прежде всего, следует прибегнуть к диагностике по пульсу и ответить на вопросы анкеты, чтобы определить, к какому из десяти аюрведических типов метаболизма относится пациент. На основе этого можно будет установить режим и выбрать правильное питание, а также травы и эфирные масла, которые помогут пациенту восстановить равновесие дош.

2. Далее все тело пациента покрывают специальной травяной пастой, состоящей из 108 индийских растений. Во время этой процедуры пациент должен дышать по особой тантрической технике. Состав пасты варьируется в зависимости от типа метаболизма.

Эта паста очищает кожу от нечистот и вливает в нее новые силы. При удалении пасты снимается слой старой кожи, и выявляются участки воспалений, которые затем подвергаются дополнительной стимуляции. В завершение кожу чистят щеткой. После этой процедуры кожу смазывают растительным маслом, также составленным по особому рецепту. Теплое масло также льют тонкой струйкой на область третьего глаза, что вызывает у пациента экстатические ощущения и способствует расширению сознания.

3. Пациента погружают в горячую ванну с экстрактами трав и ароматическими веществами. При этом пациент выполняет «дыхание огня» (кундалини) и повторяет первозданные звуки мантр. Войдя в «огненное» состояние, он высвобождает подавленные эмоции и страхи и обретает гармоничную восприимчивость. Далее следуют ритуалы прощения, освобождающие пациента от старых установок и подготавливающие почву для нового подхода ко всем личным отношениям. Охлаждающий душ возвращает пациента к осознанию физического тела на новом уровне и приносит чувство связи со всем божественным мирозданием.

4. Затем пациента плотно укутывают простынями и одеялами, умастив чакры эфирными маслами с самыми мощными духовными свойствами. Пациент выполняет глубокое медитативное дыхание. По окончании всех процедур он отдыхает 2—5 часов. В результате пациент приходит в спокойное состояние блаженства, которое сохраняется в течение последующих нескольких дней или недель, а иногда и месяцев, и переносится на все его дела и проекты.

Традиционно эту процедуру повторяли периодически в течение трехмесячного срока. Пациент во все это время придерживался особой диеты, выполнял медитативные упражнения и жил уединенно в отдельной хижине.

В наши дни трансформация проводится поэтапно. Вся описанная процедура повторяется через некоторые промежутки времени до десяти раз. В итоге пациент обретает возможность в любой момент самостоятельно возвращаться в возвышенное состояние с помощью дыхательных упражнений, эфирных масел, ванн и медитаций.

Это лечение предназначено для тех, кто готов к преображению. Лучше всего оно действует на тех, кто обладает опытом духовной практики и достиг известной меры духовной мудрости.

 

Невероятная жизнь махараджи Тапасвиджи (1770-1955)

По рождению Тапасвиджи был царевичем сикхов — религиозно-этнической группы на севере Индии. Его обучали военному делу, и после смерти отца он стал военным вождем. В возрасте пятидесяти пяти лет трагические события оборвали жизнь его ближайших родственников, и отчаяние подвигло Тапасвиджи отречься от всех мирских благ. Он нашел себе учителя — гуру, искушенного в йогических практиках, — и стал вести суровую жизнь подвижника. Шесть лет он провел в пещере без всякой пищи, терпеливо перенося холод и зной и подолгу выдерживая неудобные позы. Затем в течение двадцати четырех лет он ходил или стоял без отдыха, подняв левую руку над головой. Три года, семь и восемь лет он провел, не сходя с места. В течение двенадцати зим он еженощно проводил шесть часов в медитации на берегу холодного, как лед, озера, в одной лишь набедренной повязке; ученики время от времени поливали его ледяной водой. Летом же он ежедневно проводил по шесть часов под палящим солнцем, окружив себя кольцом костров.

К столетнему возрасту тело Тапасвиджи износилось. Он почти оглох и ослеп, потерял все зубы; спина его согнулась; передвигался он, лишь опираясь на трость. Тапасвиджи приготовился к смерти и отправился к месту последнего упокоения. Но по дороге он встретил одного йога, который распознал духовное величие Тапасвиджи и уговорил его пройти 90-дневный обряд кайя-кальпы. После этого обряда к Тапасвиджи вернулся облик тридцатилетнего мужчины: седина сошла с его волос, во рту выросли новые зубы, а тело стало гибким и сильным. Отблагодарив йога 90-дневным служением, Тапасвиджи приступил к еще более суровому подвижничеству. За свою долгую жизнь он проходил кайя-кальпу еще дважды, каждый раз обретая новую молодость, а вместе с нею — возможность путешествовать, проповедовать и демонстрировать тысячам людей свои духовные достижения и отрешенность от мирских благ.

В возрасте 185 лет он в последний раз продемонстрировал полную власть над своим телом, вновь ослабевшим и изможденным недугами. В одно мгновение Тапасвиджи преобразился в могучее, сияющее существо, пропел священный слог ОМ и в ту же секунду умер.

 

Аштанга хридая самхита

Аштанга Хридая Самхита – древний текст по аюрведе — текст, посвященный здоровому образу жизни, профилактике и лечению заболеваний, очищению организма, сохранению молодости и отдалению старости. Это один из трех аюрведических «первоисточников»,  остальные – это «Чарака самхита» и «Сушрута самхита», более древние (500 г. до н.э.).

 

.