60-летний цикл «Самватсары». по Варахамихире.

Для каждого из годов характерно рождение определенного типа человека:


1. Прабхава — Prabhava (1927, 1987) — человек, рожденный в этой санватсаре, одержим склонностью к накопительству. Он наслаждается мирскими удовольствиями, одарен детьми, обладает богатым интеллектом.

2. Вибхава — Vibhava (1928, 1988) — человек, рожденный в этой санватсаре, наслаждается мирскими радостями, красив или обаятелен, склонен к занятиям изобразительным искусством, руководит в своем семействе или клане, скромен.

3. Шукла — Shukla (1929, 1989) — этот человек счастлив, он простак, благословленный Всевышним, наделенный хорошими женой и сыновьями, богат, удачлив и благополучен.

4. Промода — Prоmoda (1930, 1990) — человек, рожденный в этой санватсаре, щедр и склонен к благотворительности, красив, правдив, имеет много хороших качеств, обладает деятельным характером и эффективно трудится в любом направлении.

5. Праджапати — Prajаpati (1931, 1991) — этот человек добр, придерживается традиций своего семейства, скромен, набожен, в нем присутствует дух брахмана.

6. Анджира — Angeera (1932, 1992) — этот человек обеспечен красотой и счастьем. Удачливый, дружелюбный, он имеет много сыновей, скрывает свои мысли и наслаждается долгой жизнью.

7. Шримукха — Sreemukha (1933, 1993) — владеет знанием священных писаний, интеллектуален, могуч и известен.

8. Бхава — Bhava (1934, 1994) — этот человек щедрый сердцем, имеет много положительных качеств, склонен к благотворительности, весел и привлекателен.

9. Йува (Юва) — Yuva (1935, 1995) — высокого роста, имеет серьезный характер, верит в милосердие, интеллектуал, удовлетворен собственным образом жизни и живет долго.

10. Дхата — Dhata (1936, 1996) — обладает многими положительными качествами, уважает своих преподавателей, эксперт в прикладном искусстве, владеет знанием священных писаний и добр в душе своей.

11. Ишвара — Eeswara (1937, 1997) — быстро теряет врожденные черты характера. Но вообще-то живет счастливо, нежный по натуре человек.

12. Бахудханйя — Bahudhanya (1938, 1998) — этот человек умно ведет свои дела в бизнесе и торговле, получает покровительство влиятельных людей, знает святые писания, филантроп, богат.

13. Праматхи — Pramathee (1939, 1999) — человек, рожденный в этой санватсаре, обладает королевскими признаками, владеет транспортными средствами, уничтожает своих врагов — из таких выходят прекрасные политические деятели.

14. Викрама — Vikrama (1940, 2000) — имеет сильный характер, готов к выполнению трудных задач, храбр.

15. Вруша (Вишу) — Vrusha (Vishu) (1941, 2001) — «дует в свою трубу» (себе на уме), обладает плохими чертами характера, часто попадает в дурную компанию, нечистоплотен и ленив.

16. Читрабхану — Chitrabhanu (1942, 2002) — любит разнообразие одежд и ароматов, стремится к исполнению всех своих желаний, по натуре добр и покладист.

17. Свабхану — Svabhanu (1943, 2003) — имеет вьющиеся волосы, мягкосердечен, наделен красотой, побеждает своих врагов, богат.

18. Тааран — Taаran (1944, 2004) — хитер, храбр, но беспокоен, разбирается в искусствах, но жесток. Прискорбные деяния его разочаровывают в нем людей. Наслаждается удовольствиями, но беден.

19. Пардхива — Pardhiva (1945, 2005) — склонен к религиозности, хорошо разбирается в священных писаниях и искусствах, однако гонится за мирскими удовольствиями.

20. Вйайа (Въяя) — Vyaya (1946, 2006) — стремится к счастью и комфорту, склонен одурманивать себя, брать деньги в долг, беспокоен и тратит время и деньги весьма опрометчиво.

21. Сарваджитти — Sarvajittu (1947, 2007) — пользуется уважением у влиятельных людей, настроен восторженно, набожен, тучен телом и способен побеждать своих врагов.

22. Сарвадхари — Sarvadhari (1948, 2008) — имеет много людей у себя на службе, вечно в поиске новых удовольствий, обладает красотой, любит сладости, терпелив и благороден.

23. Виродхи — Virodhi (1949, 2009) — человек, рожденный в этой санватсаре, в большей степени лектор, чем работник, склонен к жизни в зарубежных странах далеко от свего семейства, часто ссорится с друзьями.

24. Вирукти — Vikruti (1950, 2010) — его преследует бедность, ужасные физические недостатки, он испытывает недостаток интеллекта, а хитрость вредит ему в жизни.

25. Кхара — Khara (1951, 2011) — человек, рожденный в этой санватсаре, похотлив, нечистоплотен, имеет грубый характер и излишне говорлив. Он также бесстыден.

26. Нандана — Nandana (1952, 2012) — этот человек обеспечивает своих родных, близких и всех окружающих, подобно роднику, бьющему в пустыне. Он склонен к благотворительности, набожен и имеет счастливое семейство.

27. Виджайя — Vijaya (1953, 2013) — человек, рожденный в этой санватсаре, храбр, нежен. Он хороший оратор, сердечен по натуре, склонен к благотворительности, но и не проигрывает своим врагам.

28. Джайя — Jaya (1954, 2014) — он пользуется уважением окружающих, сокрушает своих врагов, эксперт по части священных писаний и склонен к чувственным удовольствиям.

29. Манматха — Manmatha (1955, 2015) — любитель украшений и чувственных наслаждений, склонен говорить правду, любит песни и танцы, преследует мирские удовольствия.

30. Дурмукхи — Durmukhi (1956, 2016) — человек, рожденный в этой санватсаре, жесток, жаден, с плохими привычками и неразборчив в средствах.

31. Хемаламба — Hemalamba (1957, 2017) — этот человек обладает широкими взглядами, богат. Он счастливо и довольно живет в своем семействе и склонен к накопительству.

32. Виламба Наан — Vilamba Naan (1958, 2018) — этот человек хитер, жаден, ленив, флегматичен, слаб и не сопротивляется судьбе.

33. Викари — Vikari (1959, 2019) — этот человек полон предубеждений, но он также склонен к занятию искусствами, беспокоен, хитер, очень болтлив и не доверяет своим друзьям.

34. Шарвари — Sharvari (1960, 2020) — он опытен в закупках и продажах, прилежен в бизнесе и избегает друзей, которые гоняются за удовольствиями.

35. Плава — Plava (1961, 2021) — обладает крепким здоровьем, чувственный, скрывает свои мысли и обуреваем внутренним беспокойством.

36. Шубхакрита — Shubhakrita (1962, 2022) — человек, рожденный в этой санватсаре, очень удачлив, скромен и обладает знанием. Он наслаждается долгой жизнью благодаря своим чистым и набожным действиям, богат.

37. Шобхакрита — Shobhakrita (1963, 2023) — этот человек обладает многими благоприятными качествами, продвинут в сфере своих интересов, добр, красив и эффективно ведет свой бизнес.

38. Кродхи — Krodhi (1964, 2024) — человек этой санватсары имеет жестокий характер, его любят женщины, что затрудняет его работу.

39. Вишвавасу — Vishvaavasu (1965, 2025) — этот человек благословлен прекрасной женой и послушными сыновьями. Он щедр, терпелив, любит сладости и обладает многими положительными качествами.

40. Парабхава — Parabhava (1966, 2026) — рожденный в этой санватсаре проводит жизнь в растрате родительских сбережений, любит посплетничать и отличается плохими манерами.

41. Плаванга — Plavanga (1967, 2027) — человек, рожденный в этой санватсаре, беспокоен по характеру, имеет слабое здоровье, хитер и склонен к неправедным действиям.

42. Килак — Keelak (1968, 2028) — человек, рожденный в этой санватсаре, имеет посредственное здоровье. Он сладкоречив и добр к людям. Имеет высокий лоб.

43. Саумйа — Soumya (1969, 2029) — этот человек вполне предсказуем, богат, набожен; он почитает богов, соблюдает все обряды и гостеприимен, но обладает слабым здоровьем.

44. Садхарана — Sadharana (1970, 2030) — он любит путешествовать, искусен в письме, однако избыточно гневлив. Но он также набожен и не привержен чувственным удовольствиям.

45. Виродхакруту — Virodhаkrutа (1971, 2031) — человек, рожденный в этой санватсаре, кроткого нрава, но склонен к неповиновению отцу.

46. Паридхави — Pareedhavее (1972, 2032) — предсказуемый человек с добрым сердцем. Имеет склонность к искусствам. Он интеллектуал и достигает успеха в бизнесе.

47. Прамади — Pramadi (1973, 2033) — это человек злой, гордый, склонен к ссорам, жаден, но небогат, обладает средним интеллектом и предрасположен к скупости.

48. Ананда — Ananda (1974, 2034) — этот человек имеет больше одной жены, умен, эффективен в своих занятиях, имеет послушных сыновей, склонен к благотворительности.

49. Ракшаса — Rakshasa (1975, 2035) — человек, рожденный в этой санватсаре, жесток, склонен к плохим и разрушительным делам, склочный, жадный, небогатый, имеет скудный интеллект и скупой по натуре.

50. Нала — Nala (nala) (1976, 2036) — интеллектуал, достигает богатства в бизнесе водных принадлежностей, склонен к работе в сельском хозяйстве и в торговле, покровительствует многим небогатым людям.

51. Пингала — Pingala (1977, 2037) — этот человек имеет желтоватые глаза, склонен к скупости, имеет непостоянное богатство, склонен к благотворительности, но сопровождает свои благие дела попреками.

52. Калайюкти — Kalayukthee (1978, 2038) — это незадачливый преподаватель, злобный, интеллектуальный, неудачлив и склонен к склокам.

53. Сиддхартха — Siddhartha (1979, 2039) — он весьма щедр, одерживает победы, красив, представителен, богат и наделен многими способностями.

54. Раудри — Raudri (1980, 2040) — в этой санватсаре человек рождается при тягостных обстоятельствах, склонен к содержанию животных и критиканству.

55. Дурмати — Durmati (1981, 2041) — этот человек уверен, что он прав независимо ни от чего, а все остальные неправы. Однако это не приносит ему счастья, он слаб в вере и невежествен.

56. Дундубхи — Dundubhi (1982, 2042) — он пользуется уважением у властей, имеет полный комфорт в жизни, хороший дом, выезд (автомобиль), любит искусства.

57. Рудхиродгари — Rudhirodgari (1983, 2043) — он имеет красные глаза, слабое здоровье, часто больную печень, уродливые ногти, чрезмерно гневлив и сталкивается с опасностью вооруженного нападения.

58. Рактакши — Raktakshi (1984, 2044) — этот человек имеет естественную тенденцию к добродетели и религиозен, чувственен, ревнив к успехам других и страдает от болезней.

59. Кродхана — Krodhana (1985, 2045) — этот человек подвергает обструкции работу других, устраивает беспорядок в работе и т. д.

60. Кшайя — Kshaya (1986, 2046) — этот человек — расточитель накопленного богатства, верит в порядочность других, имеет большое сердце и некоторую склонность к добродетели.

 

В Сидханта-джйотиш встречается система самватсар начинающаяся с "Виджая" . 60 лет делятся на 3 группы (вимшатика) по 20 каждый. Первые 20 из прабхава присваиваются Брахме - Брахма-вимшатика. Следующие 20 из Сарваджит к Парабхава - Вишну и последние 20 - Шиве. 5 циклов 5*60 =300 л. иногда называют  юга.

Начало года в Шака-самват и Викрама-самват - это праздник югади (Ugadi), который отмечает начало года, то есть 1-й лунный день 1-го лунного месяца года (1/1). Первый лунный месяц - Чайтра . Иными словами, первый день года - момент первого новолуния в году (по календарю амант, где месяц начинается после амавасйи- безлунья, то есть последнего 30 титхи - лунного дня), который начинается перед солнечным новым годом - Меша-Санкранти, входом Солнца в сидерический Овен 13-14 апреля (это новый год по солнечному календарю, отмечают в Бенгалии, Ориссе, Тамилнаду, Малаялям, Пенджабе,Ассаме). В календаре пурниманта Чайтра начинается на полмесяца раньше после пурнимы (полнолуние), на которую выпадает Рангвали Холи.

В 2014 г. по Викрама-самват - Плаванга (№41), с которого началось 20-летие Шивы и 1936 Джая Шака-самват начался в момент восхода Солнца. Гуджарати -самват на 1 год меньше Викрам-самват, т.е. 2073 Викрама=2072 гуджарати.


Шака                     Викрам                    Григориан.  
1936 Джая 28       =2071 Плаванга 41 = 31/03/2014
1937  Манматха 29  =2072 Килака 42 = 21/03/2015 
1938  Дурмукхи 30  =2073 Саумья 43 = 8/04/2016  


Благоприятным в цикле есть год, в котором выпадает экзальтация Юпитера и Сатурна (2014 и 2073). Соединения Юпитера и Сатурна 19/02/1961 и 21/12/2020, противостояние (180 гр.) - 13/07/1991

 

ШБ 5.22.7 .Скорость движения Солнца меняется: она бывает низкой, высокой или средней. Время, за которое Солнце совершает полный оборот по своей орбите, обходя райские и средние планеты, а также пространство между ними, ученые мудрецы обозначают пятью названиями: самватсара, париватсара, идаватсара, ануватсара и ватсара.

Комментарий: 

Согласно астрономическим вычислениям, солнечный год длится на шесть дней больше, чем календарный, а лунный — на шесть дней меньше. Таким образом, из-за движения Солнца и Луны солнечный год отличается от лунного на двенадцать дней. Поэтому каждые пять лет — когда проходит самватсара, париватсара, идаватсара, ануватсара и ватсара — в календарь добавляются два месяца. Таким образом возникает еще одна, шестая самватсара, но, поскольку она является дополнительной, в астрономических расчетах фигурируют только пять упомянутых выше названий.

Шримад Бхагаватам 5.2 Глава 22.

ТЕКСТ 5

атха са эша атма локанам дйав-апритхивйор антарена набхо- валайасйа калачакра-гато двадаша масан бхункте раши-самджнан самватсаравайаван масах пакша-двайам дива нактам чети сападаркша-двайам упадишанти йавата шаштхам амшам бхунджита са ваи ритур итй упадишйате самватсаравайавах.

 

Бог Солнца, который является воплощением Нараяны, или Вишну, и душой всех трех миров, путешествует в космическом пространстве между высшими и низшими областями вселенной. За двенадцать месяцев Солнце проходит через двенадцать знаков зодиака, расположенных на колесе времени, и меняет двенадцать имен, соответствующих названиям этих знаков. Вместе эти двенадцать месяцев составляют самватсару, или календарный год. Лунный месяц состоит из двух периодов по две недели. Первые две недели луна растет, а следующие две недели — убывает. Эти периоды равны одному дню и одной ночи на Питрилоке. А солнечный месяц равен периоду, за который Солнце проходит через два с четвертью лунных дома. Два месяца, или период, за который Солнце проходит одну шестую своей орбиты, составляют одно время года, — таким образом, один год состоит из шести времен года.

ТЕКСТ 6

атха ча йаватардхена набхо-витхйам прачарати там калам айанам ачакшате.

Время, за которое Солнце проходит половину своего пути в космическом пространстве, называется аяной, или периодом движения Солнца [по северному или южному полушарию].

ТЕКСТ 7

атха ча йаван набхо-мандалам саха дйав-апритхивйор мандалабхйам картснйена са ха бхунджита там калам самватсарам париватсарам идаватсарам ануватсарам ватсарам ити бханор мандйа-шаигхрйа-сама-гатибхих самамананти.

Скорость движения Солнца меняется: она бывает низкой, высокой или средней. Время, за которое Солнце совершает полный оборот по своей орбите, обходя райские и средние планеты, а также пространство между ними, ученые мудрецы обозначают пятью названиями: самватсара, париватсара, идаватсара, ануватсара и ватсара.

КОММЕНТАРИЙ: Согласно астрономическим вычислениям, солнечный год длится на шесть дней больше, чем календарный, а лунный — на шесть дней меньше. Таким образом, из-за движения Солнца и Луны солнечный год отличается от лунного на двенадцать дней. Поэтому каждые пять лет — когда проходит самватсара, париватсара, идаватсара, ануватсара и ватсара — в календарь добавляются два месяца. Таким образом возникает еще одна, шестая самватсара, но, поскольку она является дополнительной, в астрономических расчетах фигурируют только пять упомянутых выше названий.

ТЕКСТ 15

тата упариштад дви-лакша-йоджанантара-гата бхагаван брихаспатир экаикасмин рашау париватсарам париватсарам чарати йади на вакрах сйат прайенанукуло брахмана-куласйа.

На 200 000 йоджан выше Марса [и на 1 300 000 йоджан выше Земли] находится планета Юпитер, которая проходит через один знак зодиака за время, равное одной париватсаре. Если Юпитер движется не вспять, его влияние очень благотворно для всех брахманов во вселенной.

ТЕКСТ 16

тата упариштад йоджана-лакша-двайат пратийаманах шанаишчара экаикасмин рашау тримшан масан виламбаманах сарван эванупарйети тавадбхир ануватсараих прайена хи сарвешам ашантикарах..

На 200 000 йоджан выше Юпитера [и на 1 500 000 йоджан выше Земли] расположена планета Сатурн, которая проходит один знак зодиака за тридцать месяцев, а весь зодиакальный круг — за тридцать ануватсар.

ТЕКСТ 17

тата уттарасмад ришайа экадаша-лакша-йоджанантара упалабхйанте йа эва локанам шам анубхавайанто бхагавато вишнор йат парамам падам прадакшинам пракраманти.

А на высоте 1 100 000 йоджан от Сатурна [и 2 600 000 йоджан от Земли] находятся семь звезд, где обитают семь великих, безгрешных мудрецов, которые неустанно пекутся о благополучии всех обитателей вселенной. Эти семь звезд вращаются вокруг Полярной звезды — обители Господа Вишну, которая еще называется Дхрувалока.

Глава 23.

ТЕКСТ 1.Шукадева Госвами продолжал: О царь, на высоте 1 300 000 йоджан над планетами семи мудрецов находится планета, которую знатоки Вед называют обителью Господа Вишну. Там живет сын императора Уттанапады, великий преданный Махараджа Дхрува. Он дарует жизненную силу всем существам, живущим до конца калпы. Агни, Индра, Праджапати, Кашьяпа и Дхарма приходят туда, чтобы выразить ему почтение.

ТЕКСТ 2. Эта вечно сияющая планета Махараджи Дхрувы, Полярная звезда, возникшая по воле Шри Бхагавана, является центром вселенной, вокруг которого вращаются все звезды и планеты. Всемогущее время, недремлющее и невидимое, заставляет эти светила непрестанно двигаться вокруг Полярной звезды.

ТЕКСТ 4.Этот гигантский механизм, состоящий из планет и звезд, по форме напоминает плывущего дельфина (шишумару). Некоторые считают этого дельфина воплощением Кришны Васудевы. Великие йоги сосредоточивают ум на Васудеве именно в этом образе, ибо он доступен их мысленному взору.

ТЕКСТ 5. Голова шишумары наклонена вниз, а тело свернуто кольцом. На конце его хвоста расположена планета Дхрувы, вдоль хвоста — планеты девов Праджапати, Агни, Индры и Дхармы, а у основания хвоста — планеты полубогов Дхаты и Видхаты. В районе талии шишумары находятся планеты семи великих мудрецов, в том числе Васиштхи и Ангиры. Его свернутое кольцом тело, Шишумара-чакра, вращается по часовой стрелке. На правом боку этого тела находятся четырнадцать созвездий от Абхиджит до Пунарвасу, а на левом — четырнадцать созвездий от Пушьи до Уттарашадхи. Таким образом, тело шишумары симметрично, потому что на каждом его боку помещается равное число созвездий. На спине у него расположена группа звезд Аджавитхи, а на животе — акаша-ганга , текущая по небу Ганга [Млечный Путь].