ШРИ ЛАЛИТЕШВАРИ

« Взывайте к Божественной Матери, пойте Её имена, слушайте повествования о Её святых и вдохновляйтесь к величайшему достижению. Она наша Прекрасная, Играющая, Возлюбленная Матерь. Она обеспечивает плоды всех действий. Поклоняйтесь Ей всем вашим сердцем.»

Сатьянанда Сарасвати 

«Неисчеслимое количество раз целую
сияющие стопы Возлюбленной Матери!»

Деваяни

 
http://3.bp.blogspot.com/-iOHIJKGCwNU/VaaAnaqZd7I/AAAAAAAAAPA/FXQbIK837Pc/s1600/39-sri-lalita-parameswari-devi.jpg
ОМ ШРИ МАТРЕ НАМАХА

Первая возвышенная идея, первый архетип утверждённый в человеческом сознании- Великая Богиня Мать. Недаром риши древности провозглашали: «Вначале Мать, затем- Бог». 
В одном из своих лучших стихов, Ади Шанкарачарйя утверждает, что Великая Мать не является Божеством (Богом), ибо Она – -Источник всего существуещего, в то числе и того, что мы называем Богом или Истиной, то есть, Она – основа самой концепции Божественности. Одним из прекраснейших выражений этого безначального архетипа, этой вездесущей Истины, является Шри Лалита Трипурасундари, поклонение Которой наиболее широко распространено в Южной Индии (штаты Тамилнаду, Андхра Прадеш, Керала), а также среди высших мистиков, чья обитель- священные Гималаи. Имя Лалита буквально означает «Погружённая в Игру, Воспринимающая Себя через Игру». Её Забава ничто иное, как Творение, Поддержание, Разрушение, Конечное растворение и Благословение вселенной ( эти пять Божественных функций описаны в ряде Имён несравненного гимна «Шри Лалита Сахасранама»). Однако, сокровенная природа Деви превосходит всё вышеуказанное. Есть и другие переводы Имени Лалита-« Грациозная», «Возлюбленная». Ещё одно значение имени «Лалита» связано со словом «лалат», что является одним из обозначений агья чакры-третьего глаза. То есть, Лалита – Богиня, пробуждающая третий глаз. Чрезвычайно популярна среди поклонников Великой Матери рецитация знаменитых «Лалита Сахасранамы» и «Лалита Тришати», а также почитание верного знака Шри Деви- Шри Янтры (Она же Шри Чакра). Великая мантра Богини- Панчадашакшари несёт в себе мощные просветляющие энергии, посвящение в Панчадашакшари соединяет Вас с мистическим, внутренним планом Бытия. Ещё одна сокровенная мантра Лалиты, которую принято считать сахраняемой в тайне- Шодаши (Шестнадцатислоговая) мантра. Говорят, что для совершающих регулярное поклонение Шри Чакре с использованием вышеуказанных мантр и гимнов, нет ничего недостижимого. Текстом Шри Лалиты, преобразующим всю вашу жизнь, является «Саундарья Лахари» Ади Шанкарачарьи. Наш первый Наставник- Свамиджи Самарпанананда Сарасвати однажды рассказал следующее. В период его молодости, долгое время его единственной и постоянной практикой было ежедневное чтение «Саундарья Лахари», и вот, в одну прекрасную полночь, когда он уединённо медитировал на шмашане, пред ним предстала Божественная Леди, внешностью напоминающая ему облик Той, Которую он визуализировал, читая «Саундарья Лахари». Она начала давать ему ответы на все вопросы духовной жизни, которые накопились у Свамиджи за годы практики. Причём, Она то говорила по английски, то передавала Божественное Знание на уровне вибраций. Когда Она повернулась и ушла, у Свамиджи не осталось ни одного неразрешённого вопроса, всё открылось ему. Свамиджи убеджён, что Сама Богиня явилась ему, привлечённая постоянным чтением «Саундарья Лахари». Прекрасная иллюстрация к разговору о величии этой поэмы!
Если Дургаджи и Кали выражают аспект мощи Богини (Кали также является символом Всепоглощающего Времени), Шри Лалита представляет Собой аспект Красоты Вечной Неопредилимой Истины. Красоты, которая неограничена формой и внешностью. Это та красота, которую прозревший видит как пронизывающий всё Бытие, всеобъединяющий Принцип. Неудивительно, что облик Лалиты описывается исключительно прекрасным, а поклонение Ей часто бывает весьма утончённым. Развёрнутое описание инкарнации Шри Лалиты Деви и всего, что связано с этой вдохновляющей формой, даёт «Брахманда Пурана» в части называемой «Лалитопакхйана». Деви являет Себя в середине сияющего диска, взошедшего над жертвенником из пламени Чистого Сознания. Высшая Истина предстаёт в инкарнации Высшей красоты для утверждения гармонии и праведности в проявленном мире. Шри Лалита Сахасранама описывает Деви, Чей облик всегда чарующе прекрасен. В Ней лучезарность тысячи восходящих солнц и магическая прохлада тысячи полных лун. Она держит в руках лук из сахарного тростника, представляющий ум. Внешняя поверхность сахарного тростника жестка, но внутри он сладок. Посредством ума мы воспринимаем приятные и неприятные вещи. В уме и уверенность, и сомнения. Но, чтобы познать подлинный вкус ума (природу ума), нам следует обратиться вовнутрь. Итак, помимо лука в нижней левой руке, Шри Деви держит пять цветочных стрел, анкушу (стрекало) и петлю (паша). Пять цветочных стрел в нижней правой руке Шри Деви означают пять тонких элементов. Веданта соотносит пять тонких элементов с пятью чувствами, а именно: зрение, вкус, запах, осязание и звук. Пять чувств изображаются пятью стрелами, посылаемыми луком-умом. Чем больше изгибается лук, тем быстрее летят стрелы. Однако, лук в руке Шри Лалиты не слишком изогнут, и стрелы не наложены на тетиву. Таким образом, Деви дарует нашему уму умиротворённость и возвышенность. Другое значение символики цветочных стрел: Шри Деви проявляет Себя в Игре, и даже оружие Её игриво. Петля, которую Шри Деви держит в левой верхней руке, представляет всесвязывающую природу Любви, но может означать и узы привязанности, которые находятся под контролем Деви. В Её верхней правой руке сияет анкуш- стрекало, которым Шри Деви направляет нас в нашей духовной жизни. Анкуш может также символизировать гнев. Богиня – Высшая Гуру, преподающая науку духовной алхимии. Гнев и прочие негативные качества посредством сей алхимии трансформируются в Свет и Любовь.
Выдающиеся Мастера прошлого и настоящего времён, говорили о Шри Янтре, неразрывно связанной с поклонением Лалите, как о наивысшем и наиболее точном выражении Божественности. Всякая янтра является геометрическим образом и обителью энергий Божества, которому она посвящается. Шри Янтра, состоящая из пяти направленных вниз и четырёх направленных вверх треугольников, составляющих в итоге узор из 43-х треугольников, имеет глубочайшую символику, которая прочитывается на многих и многих уровнях. Центром, исходной точкой всей Шри Чакры является Бинду, называемая Сарванандачакра- Сфера Всего Блаженства. В 9-м стихе « Саундарья Лахари» Ади Шанкарачарья описывает Деви, которая разворачивает Свою Божественную Игру, восседая в Бинду. Является изначальной точкой всего, Началом и Концом. Мы не будем в данной статье останавливаться подробно на этой символике, скажем лишь то, что Шри Янтра представляет собой все формы и образы Божественного, макрокосм и микрокосм, всетворящую Гармонию сакрального единства женских и мужских энергий. Таким образом, поклоняясь Шри Янтре вы поклоняетесь Истине, в какой бы форме или же Бесформенности Она бы не была проявленна. Шри Чакра используется для постоянного поклонения либо в виде янтры (диаграмма, выгравированная на пластине), либо в виде Меру- трёхмерной рельефной формы из хрусталя или благородного металла. Время вернуться к описанию Шри Деви предложенному «Шри Лалита Сахасранамой».
Она- Камешвари, Госпожа Желания, восседающая на коленях Шивы-Камешвары. Она Лебёдушка в озере ума Муни – провидцев. Просветлённые риши прошлого подобрали ряд стихотворных строчек, рекомендуемых для медитации перед началом чтения «Шри Лалита Сахасранамы». В начале этих строк, также как и в начале гимна- прославления Шри Бала Трипурасундари, Возлюбленная Маа описывается в несравненных поэтических образах и предстаёт перед нами украшенной алым сиянием, подобным цвету наступающей зари. Этот образ несёт в себе глубокую символику. Ночь на исходе, и первым переходным цветом от тьмы к свету является вечная, как дыхание жизни, алость зари. Таким же образом, на переходе от тривиального сознания к озарённому, просветлённому восприятию жизни является алое сияние Шри Лалиты Трипурасундари. Если учесть, что алый цвет –один из оттенков красного цвета, вспомним, что красный цвет бесспорный символ жизни и энергии жизни.
Вышеописанная четырёхрукая форма Шри Деви является Её плотной (грубой) формой. Тонкой формой Шри Деви, как утверждает 32-й стих «Саундарья Лахари», является сакральная вибрация Панчадашакшари, а тончайшая форма Шри Деви- Камакала, Истечение Премы (Высшей Любви), Треугольник Любви, Единение Шивы и Шакти, Слияние видимого и Незримого, Сокровищница Любви и Любовного взаимопритяжения. Но существует точка, в которой неуместны рассуждения и о наитончайшей форме. Ряд имён «Шри Лалита Сахасранамы» указывает на запредельность, трансцендентность, безатрибутность и неопределимость Шри Деви.Фактически, Шри Деви за пределами и этих Имён, они лишь намёки-указатели, что, конечно же, не принижает Величия и Могущества «Шри Лалита Сахасранамы». По поводу запредельности Шри Деви, такие исполины Духа как Шри Рамакришна Парамахамса и Шри Шиванандаджи Парамахамса неоднократно говорили: Шакти и Брахман (Абсолют) – одно и то же. Говоря о гимнах, посвящённых Шри Лалите Махатрипурасундари, нельзя не упомянуть Деви Кхадгамаламала Стотру и Шри Лалита Панчаратнам. Кхадгамаламала Стотра, прославляющая Шри Янтру и её Божества (аспекты Шри Деви) имеет настолько мощный эфект, что чтение её, занимающее от силы полчаса, приравнивается к многочасовой глубокой медитации. Шри Лалита Панчаратнам исполнена Красоты, изящества, свежих утренних энергий, поэтичности и грациозности, подобных качествам Той, Которой посвящена стотра. Особенно глубоко могут это почувствовать, читающие Шри Лалита Панчаратнам в ранний утренний час. Некоторые садхаки не решаются читать Панчадашакшари, не имея посвящения. Но они могут смело читать также мощнейшие универсальные мантры Деви: «Ом Шри Матре намаха» и «Ом Аим Хрим Шрим Шри Лалита Трипурасундари Шри Падукам пуджаями намаха».
Согласно «Шри Лалита Сахасранаме», Шри Лалита Деви воплощает в Себе все мантры, является душой всех Тантр и Янтр. Она, Божественная Женщина, конечно же, любит цветы, особенно чампака, ашока и джапа пушпа (Гибискус). Она вдохновляет поэзию, танцы, музыку и другие искусства. В описании Шри Деви прекрасно сливаются простое для восприятия и самое утончённое, имеющее форму и Бесформенное. Это делается для того, чтобы помочь преданнным путешествовать в направлении Подлинной Природы Шри Деви, осознавании того, что Она не ограничена ничем, даже Адвайтой. Хотелось бы сказать несколько слов об Обители Шри Лалиты. После того, как Шри Деви сокрушила могучего демона Бхандасуру ( символ тонких проявлений эго), божественный зодчий Вишвакарма построил для Неё град на вершине горы Меру, называемой Шри Пура или Шри Нагара. Это Престольный Град, подобающий Высшей Владычице Богов, людей и всего живого. Описанию Шри Пуры посвящён ряд страниц «Брахманда Пураны» и других писаний. Деви царящая в Шри Пуре известна как Раджараджешвари, Царица Царей, Всевладычная Управительница всего проявленного и непроявленного. Но существует иная обитель, которую Шри Деви сотворила Сама для Себя в экстазе Своей Игры. Это- Океан Нектара, посреди которого сияет алмазный остров. На острове находится особняк из чинтамани- драгоценных камней, дарующих исполнение всех желаний. Вокруг особняка сад из райских деревьев нипа, вдоль острова тянется тенистая алея из деревьев калпа, также исполняющих желания. Посреди особняка ложе, опорами которого являются Брахма, Вишну, Рудра и Ишвара. Подстилкой на ложе Шри Деви служит Парашива (В некоторых текстах- Садашива). И вот, на этом ложе, на коленях Своего мужского проявления- Шивы Камешвары воседает Шри Деви, возвышающаяся над всеми элементами и таттвами. Примечательно, что Парашива – Абсолют, реализация Которого является высшей целью жизни, в данной символике располагается ниже сокровенной трансцендентной четы- Камешвари и Камешвары. 
Мы с вами говорили о том, что в своей первой обители, Шри Пуре Деви известна как Всевладычная Царица Царей, фактически, Шри Пура это весь макрокосм, пронизанный Шри Деви. Океан Нектара, Обитель Деви, сотворённая Ей Самой- за пределом макрокосма. Преданные высшего уровня знают Шри Деви скорее не как Царицу Царей, но как Чиданандалахари- Наводнение Сознания и Блаженства. Она открылась им как Божественная Мать и одновременно, как Божественный Отец. В этой ипостаси благословения Её таковы, что Она дарует реализацию Единства нас, Её детей с этим Высшим Принципом Мать/Отец. Её особняк из чинтамани, на самом деле «чинта»- ум + «мани» - драгоценность. Конечное восприятие Матери присходит в драгоценности (пробуждённости) ума (сердца). Сад вокруг особняка это внутренний мир. Когда мы обретаем даршан Деви в сердце, внутренний мир предстаёт Райским Садом.
Мы попытались проследить узоры Божественных Игр, но на самом глубоком уровне нет никакой разницы между двумя Обителями Шри Деви, и сколько бы мы о них не писали, но наилюбимейшей Её Обителью есть и остаётся наше сердце. Шри Шанкарачарья говорит, что хотя многие стремятся обрести освобождение, войдя в Особый Мир своего Ишта Деваты, лучше всего воспринимать то место, где мы живём как Обитель Шри Лалиты. Есть ли место в творении, где нет Её, где Она не являет Свои Игры?
Достижение обители Шри Деви, созерцание Её формы, осознавание Её во всём, растворение в Её Реальности лишь вопрос времени, и даже – не вопрос времени. Но прямо сейчас давайте поверим, что всё вышеописанное не является для нас недостижимым уровнем сознания, и давайте, настроим себя на этот уровень, как музыкант настривает любимый инструмент. 

Вишванатх

http://3.bp.blogspot.com/-jgDYGhHelCE/T0pJwXQlIJI/AAAAAAAACSE/tosKrnRRPzA/s1600/shri-lalitha-devi.jpg

"Шри Лалитопакхьяна"

Один из аспектов Деви, поклонение которой наиболее широко распространено в Южной Индии, - это Лалита Трипурасундари. Повторение хорошо известной Лалитасахасранамы и Тришати, и поклонение ее символу, Шричакре, очень популярны. Посвящение в ее могущественную Мантру, Панчадашакшари (Мантра 15-ти слогов) – это тайный ритуал. Считается, что регулярное поклонение Шри Чакре дарует адепту исполнение любых желаний.

Если Дурга и Кали представляют аспект силы Богини, то Лалита представляет аспект божественной красоты. Поэтому Ее внешность описывается как в высшей степени красивая, и поклонение Ей отличается большей изысканностью и детализацией.

В соответствии с Лалитопакхьяной из Брахманда Пураны, Лалита Деви проявилась посреди круга ослепительного сияния, который возник из жертвенного костра, когда Индра выполнял жертвоприношение в Ее честь. Повинуясь воле богов, собравшихся в том месте, она избрала Камешвару (Шиву), чтобы выйти за Него замуж. Она победила демона Бхандасуру и уничтожила его город Сонитапура. Вишвакарма, божественный зодчий, построил великолепный город Шрипура на горе Меру в Ее честь, где Она пребывает вечно вместе со своим супругом Шивой Камешварой. Шричакра в действительности представляет Деви в этой Шрипуре.

бесстыдный демон, обитающий в Сонитапуре, в городе из крови и плоти, - на самом деле суть эго, которое заставляет душу отождествлять себя с телом и отдаляться от божественных сил. Когда Деви, которая является олицетворением власти и милости Бога, «убивает» его, в действительности она освобождает его удушающих и подавляющих его ограничений.

Обычно Лалиту изображают слегка красного цвета (цвета утренней зари) и чрезвычайно красивой. В своих четырех руках она держит лук из сахарного тростника, стрелы, стрекало (Анкуша) и аркан (Паша). Иногда ее изображают держащей бриллиантовую чашу с вином. Одна ее нога, обычно левая, изображается помещенной на пьедестал, также бриллиантовый.  

 Лук из сахарного тростника фактически представляет ум. Посредством ума мы испытываем любое счастье. Поэтому он описывается как сделанный из сахарного тростника. Лук – это инструмент для выпускания стрел. Ум – это инструмент, которым чувства «стреляют» в направлении объектов чувств. Поэтому ум описывается как лук. Стрелы – это Панча-танматра, пять тонких элементов – Акаша (эфир), Ваю (воздух), Агни (огонь), Апас (вода) и Притхви (земля). Органы чувств – глаза, уши и тп., - производные из этих тонких элементов и направляются как стрелы, посредством ума, к объектам чувств. Поэтому тонкие элементы описаны как стрелы в Ее руке. Она – энергия, Сила, которая побуждает к действию и контролирует наши умы и органы чувств. Это основная идея. Паша (аркан) – на самом деле Рага (привязанность), которая связывает. Сила, которая побуждает наши привязанности и отвращения, - это также Ее сила. Если мы забываем Ее, Она может связать нас своей Рагапашей, и пронзить нас Кродханкуша. Если мы принимаем прибежище в Ней, Она может взять их обратно в свои руки и таким образом освободить нас от мучений.

Описание Лалиты не может быть полным, если не сказать несколько слов о Ее Шри Чакре. Шри Чакра – это янтра. Форма и модель божества. Это довольно сложная геометрическая фигура из сорока трех треугольников, образованных пересечением девяти треугольников, из которых пять направлены вниз и четыре вверх. Эта фигура окружена концентрическими кругами с восемью и шестнадцатью лепестками лотоса. Вся фигура обрамлена квадратом из трех линий, открывающимися в середине каждой стороны. В центре всей диаграммы – точка.

Эта точка представляет союз Шивы и Шакти, а также первую пульсацию, которая постепенно приобретает движущую силу и сосредоточивается в виде полярности Шивы и Шакти, но продолжает также сохранять изначальное единство Шивы и Шакти. Этот процесс повторяется непрерывно, приводя к разнообразным уровням творения, которые изображены разными треугольниками и лепестками лотоса.

Шри Чакра может использоваться для постоянного поклонения как в форме Янтры (двухмерная начерченная фигура), так и в форме Меру (трехмерная рельефная фигура).

Из книги Swami Harshananda "Hindu Gods and Goddesses"

Шривидья упасана – это эзотерическая тантрическая традиция, главное место в которой занимает культ Богини Трипурасундари. Шривидья широко распространена как в Южной Индии, так и на Севере страны, хотя между южными и северными традициями существуют различия. Несмотря на различные точки зрения, присутствующие внутри традиции, в любом случае, Шривидья – это один путь. Это путь почитания Трипурасундари. Шривидья упасана имеет множество эзотерических аспектов, помнить о которых важно для садханы. Об этих аспектах можно прочесть в книгах и узнать от Шривидья упасаки, но их следует реализовать на личном опыте в процессе практики, так как только реализованное знание является действительно вашим, неотъемлемым.

Трипурасундари – это глубинная внутренняя энергия разума, которая позволяет обрести знание всех мантр, посредством которых достигаются мудрость и освобождение. Существует очень много красивых гимнов на санскрите, прославляющих Сундари, поскольку она – подлинный источник поэтического вдохновения. Она – мудрость, способность ясно видеть вещи такими какие они есть и способность правильно понимать.

Сундари называют полной Луной, которая проливает чарующий мягкий свет на все миры. В йогических и тантрических учениях Луна олицетворяет Сахасрара чакру, которой управляет Трипурасундари. Безусловно, имеется в виду не Луна как физическое небесное тело, а охлаждающая блаженная энергия, исходящая из света сознания. Высший духовный свет оказывает охлаждающий эффект на ум, принося любовь и мир, и это – свет Сундари, который также известен как Сома.

Сундари – это блаженство Брахмана (Брахмананда). По милости Сундари адепт обретает осознание того, что вся вселенная является Брахманом: Sarvam Khalvidam Brahma. Сундари является важным божеством в Адвайта Веданте, а также в Джнана-йоге. Шанкарачарья, великий Гуру Адвайты, прославил Трипурасундари в своей самой прекрасной поэме, которая называется «Саундарья Лахари», что переводится как «Волна Красоты». Сундари – прекраснейшая во всех трех мирах, источник всей красоты, блаженства и великолепия.

Среди десяти Махавидий качества и проявления Трипурасундари являются противоположностью и дополнением качеств Богини Кали. Тело Сундари сияющего светлого цвета, в то время как Кали имеет темный цвет тела. Сундари – источник красоты, а Кали внушает ужас. Кали – это пылающий огонь и ураганный ветер, а Сундари – умиротворяющий прохладный поток. Как свет и тень, белое и черное, равновесие и динамика, Сундари и Кали олицетворяют полярно противоположные проявления Богини.

Биджа-мантра Трипурасундари – это Клим. Это – Кама биджа, которая символизирует любовь, желание, глубокие чувства и привязанность. Мантра Клим награждает садхаку исполнением подлинных желаний его сердца. К чему бы ни стремился человек, если его желание истинное, исходящее из его души, а не от эго, то мантра Клим, если ее повторять с искренней преданностью и почтением к Богине, выполняет его желание.

Трехслоговая мантра Балы Трипурасундари (Богини в форме тринадцатилетней девочки) – Аим Клим Саух. Биджа-мантра Аим – это мантра Ади Шакти, в то время как Ом (Аум) – мантра Шивы. Символически мантра Аум представляет свет мистического Солнца, а мантра Аим – прохладный свет мистической Луны. Аум – мантра высшего Пуруши, Шивы, Аим – мантра высшей Шакти – Ади Шакти. Кроме того, биджа-мантра Аим связана с принципом Гуру, а также с вдохновением, просвещением, интуицией, поэтическими способностями, красноречием и талантом ясно формулировать мысли. Эта мантра также связана с Сарасвати, Богиней мудрости. Биджа-мантра Саух инициирует течение потока Сомы (нектара), освобождает от ментальных беспокойств, приносит умиротворение уму и чувствам. Мантра Саух приводит к состоянию единства с высшим «Я», к реализации своей природы.

Мантры Трипурасундари, в том числе и Панчадаши мантра, не форсируют напрямую пробуждение Кундалини. Мантры Сундари – это Сома, нектар, который питает огненную энергию пробуждающейся Кундалини, взращивает ее и поддерживает баланс. Панчадаша мантра – важнейшная мантра Шривидьи с качествами Сомы, которая увеличивает оджас, нашу основную жизненную энергию, а также усиливает энергию буддхи (разума), что позволяет выдержать динамическую огненную стихию, высвобождающуюся при пробуждении Кундалини Шакти, и избежать нежелательных эффектов.

Повторять Панчадаша мантру и другие мантры Трипурасундари следует с глубоким почтением к Богине, с чистым умом и сердцем. Начинают практику с коротких мантр, постепенно переходя к более длинным. Чтобы мантра Трипурасундари в действительности имела силу, необходимо получить ее от Шривидья упасаки, вместе с объяснениями ключевых моментов садханы. В Шривидья упасане выражение «гурур экам» (единственный Гуру) относится к Трипурасундари. Только Она является Матерью всего мира и единственным Гуру. Как Гуру, Она может проявить себя через человека, посвященного в Шривидья упасану. Шривидья упасака, который дает садхаке мантру и наставления по садхане, служит представителем Богини и прозрачной средой между садхакой и Трипурасундари. Цель обучения – привести садхаку к Ней, к непосредственному личному контакту с Трипурасундари.

*****************

Бала Трипурасундари-упасана

https://i.ytimg.com/vi/E4J3wXC3iXw/maxresdefault.jpg

 

Винийога:

 

om asya śrīrājarājeśvarībālātripurasundarīdevatāmlamantrasya | dakṣiṇāmūrterṛṣiḥ  | paṅktiśchandaḥ | śrīrājarājeśvarī bālātripurasundarī devatā | aiṁ bījaṁ | sauḥ śaktiḥ | klīṁ kīlakam | mama śrīrājarājeśvarībālātripurasundarīdevatāprītyarthaṁ | yathā jñānena śrīrājarājeśvarībālātripurasundarīdevatāmūlamantrajape viniyogaḥ  

 

Я начинаю эту садхану  мантры Великой Госпоже Раджешвари Бала Трипурасундари , риши которой - Дакшминамурти, размер которой - панкти, девата – Великая Госпожа Раджешвари Бала Трипурасундари, биджа которой – аим, шакти – саух, килака – клим. Я медитирую, чтобы обрести сидди, благодаря джапе мула мантры Великой Госпожи Раджешвари Бала Трипурасундари

 

Риши-ньяса:

 

- om śrīdakṣiṇāmūrtiṛṣaye namaḥ  (касаться лба)

- om paṅktichandase namaḥ  (касаться рта)

- om śrīrājarājeśvarībālātripurasundarīdevatāyai namaḥ (касаться сердца)

- om aiṁ bījāya namaḥ   (касаться тайного места)

- om śaktaye namaḥ   (касаться ног)

- om klīṁ kīlakāya namaḥ  (касаться пупка)

- om mama śrīrājarājeśvarībālātripurasundarīdevatāprasādasidhyarthaṁ  jape viniyogāya (касаться всего тела) 

 

Кара-ньяса:

 

- om aiṁ aṅguṣṭhābhyāṁ namaḥ (большой палец)

- om klīṁ tarjanībhyāṁ namaḥ (указательный палец)

- om sauḥ madhyamābhyāṁ namaḥ (средний палец)

- om aiṁ anābhikābhyāṁ namaḥ (безымянный палец)

- om klīṁ kaniṣṭhikābyāṁ namaḥ (мизинец)

- om sauḥ karatalakarapṛṣṭhābhyāṁ namaḥ (обе ладони) 

 

Хридаяди-ньяса:

 

- om aiṁ hṛdayāya namaḥ (приложить правую ладонь к середине груди, пальцами вверх)

- om klīṁ śirase svāhā (сомкнуть вместе кончики пальцев и коснуться ими лба у волос)

- om sauḥ śikhāyai vaṣaṭ (сжав правую руку в кулак, касаемся макушки головы большим пальцем, вытянутым вниз)

- om aiṁ kāvacāya huṁ (скрестить руки на груди, кисти лежат на предплечьях)

- om klīṁ netratrayāya vauṣaṭ (касаемся безымянным и указательным пальцами правой руки обоих глаз, средним - межбровья)

- om sauḥ astrāyaphaṭ (проводим правой рукой вокруг головы, затем ударяем средним и указательным пальцами по ладони левой руки) 

 

Дхьяна:

 

om aruṇakiraṇajālai rañjitāśāvakāśā

vidhṛtajapavaṭīkā  pustakābhītihastā ||

itarakaravarāḍhyā  phullakahlārasaṁsthā

nivasatutu hṛdi bālā  nityakalyāṇaśīlā || 1||

om raktāmbarāṁ candakalāvataṁsāṁ samudyadādityanibhāṁ trinetrām |

vidyākṣamālāvaradānahastāṁ namāmi bālāmaruṇāmbujasyām || 2|| 

 

Из-за вод с красноватым сиянием возникает [Деви], выглядящая красновато-коричневой. Несущая в руках малу для  джапы, книгу, а также  делающая [мудру] бесстрашия. Другая  рука в мудре, дарующей богатство, в еще  одной руке она  держит цветущую лилию. С сияющим сердцем, она юная, бесконечно прекрасная и добродетельная. Возвышается [возникает] Деви, одетая в красное, с венком и тремя  глазами, кто есть Чандракала, , берущая начало от богоподобного. Держущая руки в видья-мудре, прощающей, и дарующей блага мудрах. Я молюсь вечно юной, рожденной из лотоса. 

 

Джапа-мантра: om aiṁ klīṁ sauḥ

 

************

Трипура-Сундари — Краса Трёх Миров

Трипура-Сундари, также появляющаяся в группе Махавидий под Именами Шодаши, Лалита, Камешвари, Шри-Видья и Раджараджешвари, часто следует третьей, после Кали и Тары. Ее также иногда называют, вместе с Кали и Тарой, Ади (изначальной) Махавидьей, что свидетельствует о том, что Она занимает высокое положение в группе, и что Она, подобно этим двум Богиням, олицетворяет Собой совершенное видение реальности.

Согласно другим источникам, Она представляет собой взгляд, предшествующий стадии просветленного сознания, уровню сознания, пронизанного саттвическими качествами, но в котором не достает полноты полностью просветленного сознания, превосходящего все качества и формы, т.е. ниргуны, воплощенного в Кали.

Ее дхъяна мантра дает следующее Ее описание:

Она пронизана светом восходящего солнца. В четырех Своих руках Она держит аркан, стрекало, стрелы и лук » .

Дальнейшие детали Ее внешности можно найти в известном гимне в Ее честь, Лалита-сахасранаме, в котором говорится, что Она восседает на троне, подобно царице (Имена 2 и 3), носит драгоценности (Имена 13 и 14), отмечена благоприятными знаками замужней женщины (Имена 16-25), обладает пышной грудью и тонкой талией (Имя 36); месяц украшает Ее чело, а улыбка сражает Шиву, хотя и сам Он является повелителем страстного желания (Кама) (Имя 28). Она сидит на ложе из трупов Брахмы, Вишну, Шивы и Рудры (Имя 249) и прислуживают Ей Брахма, Вишну, Шива, Лакшми и Сарасвати (Имя 614).

Иконографически Она часто изображается сидящей на лотосе, который помещается на лежащем навзничь теле Шивы, в Свою очередь лежащего на троне, ножки которого — боги Брахма, Вишну, Шива и Рудра. Иногда лотос растет из пупка Шивы. В других случаях он растет из Шри-чакры, янтры Трипура-Сундари. В таком изображении Богиня представлена как самовозникающая, поскольку Шри-чакра отождествляется с самой Богиней (см. ниже).

В одном месте говорится, что Она сидит на коленях Шивы в форме Камешвары, «властелина желания». Вамакешвара-тантра говорит, что Трипура-Сундари живет на гималайских вершинах; что поклоняются Ей мудрецы и небесные нимфы; что тело Ее подобно кристаллу; что носит Она тигровую шкуру, змею в виде гирлянды вокруг шеи, и волосы Ее связаны в джату; Она держит трезубец и барабан; украшена драгоценностями, цветами и пеплом и ездит верхом на большом быке.

Саундаръялахари и Тантрасара описывают Ее подробно с головы до ног. В Тантрасара дхъяна-мантре говорится, что Она сияет драгоценностями из корон Брахмы и Вишну, павших к Ее ногам в полном преклонении. Интересно заметить, что в Тантрасаре нет никаких явных указаний на Ее связь с Шивой, как в других описаниях.

Мифология и характеристики

Трипура-Сундари (Шодаши) пользовалась очень широкой известностью как значительная тантрическая Богиня до того, как Она была включена в группу Махавидий. Она занимает важное положение и в Кашмире, и в тантре Южной Индии. Ей поклонялись с давних пор на юге Индии, где Она занимает центральное место в популярном и сложном культе под названием Шривидья.

Хотя Ее часто описывают в антропоморфических чертах, Ее культ, до сих пор процветающий по всей Индии, но в особенности на юге, построен на поклонении и медитации на Ее мантре — Шривидья-мантре, а также Ее янтре — Шри-чакре. Это поклонение происходит практически без исключений конфиденциальным и тантрическим образом.

Самое раннее упоминание о Шривидье (форма Богини в виде мантры) встречается в тамильской работе Тирумантирам, написанной Тирумуларом, жившим в VII в. н. э. К IX в. культ Шривидьи упоминается в трудах на санскрите, и некоторые тексты, прославляющие Ее, приписываются перу знаменитого южно-индийского философа Шанкары (788-820). Несколько текстов, в которых фигурирует Трипура-Сундари, появились в тот же период в Кашмире, где Она заняла место Богини, имеющей высокую важность. Особенно стоит упомянуть Вамакешвара-таНтру, на которую было написано несколько важных комментариев.

На протяжении XIII и X IV вв. культ Шривидьи широко распростанился и в Кашмире, и в Южной Индии, несколько значительных комментариев было написано на более ранние работы. Ее культ постепенно стал популярен в Бенгалии, с некоторыми северными вариациями, и теперь поклонение Ей и Ее слава распространились по всей Индии.

Несмотря на тенденцию культа Шривидьи оставаться тайным и эзотерическим, известны гимны Богине, проникнутые сильным духом бхакти. Нававаранакирти Муттусвами, композитора, автора произведений в знаменитом стиле карнатакской музыки, содержит несколько известных примеров таких гимнов, и исполняются они публично, вне эзотерического тантрического контекста.

Хотя храмов, где Трипура-Сундари поклонялись бы в Ее антропоморфической форме, немного, Ее принято отождествлять с определенными значительными богинями Южной Индии. Ее присутствие во многих храмах скорее отмечено Шри-чакрой, чем антропоморфическим изображением.

Иногда встречается изображение другой Богини, связанной со Шри-чакрой, и таким образом Она отождествляется с Трипура-Сундари, Чья сущностная форма идентична Шри-чакре. Например, в храме знаменитой южно-индийской Богини Минакши в Мадурай продаются монеты с изображением Минакши в антропоморфической форме на одной стороне и Шри-чакрой — на другой. Также продаются картинки с изображением Минакши, стоящей над Шри-чакрой. Другой пример: богиня Акхиландешвари Тиручирапалли, которая изображается с серьгами в виде Шри-чакры .

В других случаях внешность конкретной Богини может настолько напоминать Трипура-Сундари, что трудно отличить одну от другой. Это относится и к богине Камакши в Канчипураме, описания которой отличаются от описаний Трипура-Сундари совсем незначительно. Шри-чакра также представлена в иконографии Камакши.

В Варанаси есть храм Раджараджешвари. Раджараджешвари — частый эпитет Трипура-Сундари. Говорится, что Она обладает силой привлекать людей и что можно почувствовать силу Ее притяжения во время Ее даршана. Никто не может провести ночь в Ее храме, и людей, находящихся какое-то время в Ее присутствии, Она сводит с ума. Священники этого храма долго не живут.

Мне говорили, что Она незамужняя Богиня, но снаружи Ее храма есть Лингам, что указывает на присутствие Шивы. Также есть храм Раджараджешвари в деревне Бангараму в Уттар Прадеше. В Гарбха грихе (святая святых индуистского храма — прим. пер.) помещен образ, окруженный двумя Шивалингамами. Богиня держит оружие, и лицо Ее темного цвета. Шива лежит перед ней. На панно в передней части Ее трона изображены пять богов, сидящих на лотосах с разным числом лепестков. Брахма, Вишну и Шива вполне различимы и представляют собой ножки трона, на котором сидит Богиня, что является частым атрибутом Ее описаний, в которых говорится, что боги поддерживают Ее .

Мне также говорили о храме Хамсешвари-Дэви (эпитет Трипура-Сундари) в деревне Бансберия возле Хугли в Бенгалии. Это шестиэтажный храм и центральный образ его — Трипура-Сундари, восседающая на лотосе, растущем из пупка Шивы, лежащем на другом лотосе, который покоится на изображении Шри-чакры. В храме находятся пятнадцать черных Лингамов и шестнадцатый — белый.

Шестнадцатый может символизировать Трипура-Сундари как Шодаши, «шестнадцатцатую» или «Ту, что превосходит или включает пятнадцать лунных титх» (лунных дней; см. ниже). В храме также есть три лестницы: одна справа от образа, другая слева, а третья спускается в храм. Вероятно, они символизируют три нади (каналы) кундалини-йоги, а взятые вместе,— всю совокупность мироздания. Похожий по конструкции храм сейчас строится в Варанаси.

Трипура-Сундари также занимает важное место в непальском городе Бхактапуре. Там Ее связывают с группой Богинь, называемых Аштаматрика, «восемь матерей». Эти восемь Богинь, у каждой из Которых есть храм, или питха, создают защитный круг вокруг Бхактапура. В центре храм Трипура-Сундари. Как девятая и центральная Богиня в группе, Она считается самой главной среди остальных, верховной Богиней. Интересно также и то, что среди Аштаматрик находятся две другие Махавидьи — Кали и Лакшми.

Главная история в мифологии Трипура-Сундари связана с Ее победой над демоном Бхандой. Миф повествует о том, как Шива уничтожил Каму, бога любви, когда тот пытался отвлечь Шиву от медитации. Впоследствии один из ган (спутников или последователей) Шивы создает человека из пепла Камы-дэвы. Затем этот человек обращается к Шиве с просьбой научить его мощной мантре, на что Шива любезно соглашается. Повторяя эту мантр, можно получить половину силы противника.

Шива также дарит этому человеку власть над миром на шестьдесят тысяч лет. Шива хвалит его словами «Бханд! Бханд!» («Хорошо! Хорошо!»), но из-за того, что он родился из гнева Шивы, когда тот испепелил Каму, он обращается в опасного яростного демона. Он строит город, соперничающий величием с городом богов, управляемым Индрой. Когда Бханда нападает на Индру, тот по приказу мудреца Нарады обращается к Трипура-Сундари за помощью. Индра также дает указания своим союзникам завоевать расположение Богини подношениями собственной крови и плоти наряду с ведийскими обрядами. В конце этого ритуала Богиня появляется и соглашается помочь богам.

Между тем шестьдесят тысяч лет, отведенных Бханде на мировое господство, подходят к концу. Во время осады города Индры боги устраивают свадьбу Шивы и Трипура-Сундари. Через некоторое время Богиня вместе со своими подругами (шакти) отправляется на битву с Бхандой и его войском. Трипура-Сундари создает множество оружия из аркана и стрекала, которые носит в руках. Бханда поражен, увидев состоящую из женщин армию, и предрекает их неспособность сражаться, о чем говорит Имя Их предводительницы, Лалиты (нежная и хрупкая).

Но Трипура-Сундари и Ее войско одерживают верх над Бхандой и его армией. В ходе сражения два главных противника, Трипура-Сундари и Бханда, создают из своих тел всевозможных существ. Бханда создает несколько демонов, имена которых хорошо известны в индуистской мифологии, а Трипура-Сундари противостоит им, создавая соответствующее Божество или аватара для победы над демонами.

Бханда, например, создает Хираньякшипу. Лалита в ответ создает Нрисимху, который в хорошо известном вайшнавском мифе побеждает Хираньякшипу. Бхандасоздает Равану, а из ногтей Трипура-Сундари появляется Рама. В ходе битвы Бханда также создает Махишасуру. В ответ богиня создает Дургу, украшенную драгоценностями, подаренными Ей множеством богов. Затем Дурга убивает Махишасуру, как описано в знаменитой Дэви-махатмье.

Наконец, Богиня одерживает победу над самим Бхандой. После боя боги, возглавляемые женой Кама-дэвы, Рати, просят Трипура-Сундари воскресить бога любви, уничтоженного Шивой. Она исполняет их просьбу, и желание снова восстановлено в мире. Боги в один голос поют ей славу.

Миф определяет некоторые основные характеристики Трипура-Сундари. Ее главная роль — охранять благополучие богов и стабильность космоса. Сама Она — источник нескольких аватаров Вишну, которых Она создает, чтобы сокрушить демонов в сражении с Бхандой. Говорится, что у Трипура-Сундари есть другие формы, которые называют аватарами. Они включают Богиню Кали, Кумари, Чандику, Бхарати и Гаури.

Этот миф и другие отрывки, в которых перечислены Ее различные проявления, созданные для поддержания мира, утверждают Трипура-Сундари в роли трансцендентной защитницы космоса, источник происхождения известных божеств и аватаров, великого режиссера за кулисами, верховную надзирательницу за космическими процессами.

В Лалита-сахасранаме Она названа Той, из Десяти Ногтей которой Возникают Десять Форм Вишну (Имя 88). В том же тексте указаны Ее Имена, подчеркивающие Ее роль воина, например: Та, что Сокрушает Демонов (Имя 318), Та, что Исполняет Желания Воинов (Имя 493), Военачальница (691), Та, которой Поклоняются Воины (мя 777) и Мать Воинов (Имя 836).

Вкратце миф и гимны, посвященные Ей, изображают Трипура-Сундари великой царицей поля боя, подобной Дурге, и подчеркивают Ее роль защитницы космического порядка. Роль воина Трипура-Сундари дополняют Ее царственные характеристики. В Лалита-сахасранаме Ей поклоняются цари (Имя 305). Ей нравится властвовать (686) и подчинять все миры (Имя 698).

Один из самых Ее популярных эпитетов — Раджараджешвари, «царица царей». Другое Ее Имя — Шри, связано с Ее суверенностью. Тем не менее Она во многом отлична от Богини, также известной как Шри, супруги Вишну, и чаще имеет отношение к Шиве, как мы увидим ниже.

В более вселенском масштабе Трипура-Сундари отвечает за три основных космических функции созидания, поддержания и разрушения. Она либо выполняет их Сама, либо создает Брахму, Вишну и Шиву, исполняющих эти роли, и руководит Ими. В Саундарьялахари говорится, что вся вселенная сотворена из крошечной частички пыли с Ее ступни.

Из этой частички Брахма сотворяет вселенную, которую с трудом поддерживает Вишну в форме Васуки, многоголового змея. В Лалита-сахасранаме Она восседает на пяти трупах Брахмы, Вишну, Рудры, Ишвары и Садашивы (имя 249). В гимне Ее тысячи Имен в Вамакешвара-тантре Она названа Повелительницей Всего, Матерью Мира и Матерью Вед.

Она — воплощение удачи (саубхагья) и в этом отношении напоминает богиню Шри, супругу Вишну. Ее описывают, и часто со всеми подробностями, со множеством украшений и в роскошных одеждах. Говорится, что Она дает любые благословения, исполняет все желания, воплощает саму чистоту (суддха), обладает спокойным мирным нравом и исполнена саттвических качеств.

Трипура-Сундари также часто описывают как исключительно привлекательную, красивую и склонную к эротике. Лалита-сахасранама подробно говорит о Ее прелестях — от ступней до макушки (13-51), и большая часть Саундарьялахари также посвящена Ее привлекательной внешности.

Говорится также, что Она возжигает желание, пронизывает мироздание желанием и сама воплощает желание, т. е. бога любви Кама-дэву или его супругу Рати. В Лалита-сахасранаме Она названа Желанной (Имя 321); Наполненной Эротическими Настроениями (Имя 376); Той, Чья Форма — Желание Женщин (Имя 454); Той, что Вызывает Чувство (Имя 466); Той, что Очаровывает (Имя 562); Той, чья Форма — Сексуальное Желание (Имя 796); и Той, что Переполнена Желанием и Наслаждением (Имя 863).

Саундарьялахари говорит, что Кама — бог любви, навевающий чары на весь мир, получил свои силы от одного взгляда Богини. Также сказано, что Ее взгляд может вернуть сексуальную привлекательность и силу даже дряхлому старику, безобразному и пассивному в искусстве любви. Прапанчасара-тантра говорит, что поклонение Ей имеет такое эротическое воздействие, что небесные нимфы, такие как гандхарвы, якши и сиддхи, приходят к садхаке «с глазами, как у газелей, томно дыша с дрожью в теле… покрытые жемчужной испариной страсти, выбросив украшения и позволив одеждам упасть, склоняются перед ним и предлагают исполнить его волю».

Несколько Имен, связывающих или отождествляющих Богиню с женским половым органом в гимне Ее тысячи имен в Вамакешвара-тантре, также указывает на эротический характер Богини. В Калика-пуране, Бала-трипура-сундари (юная девушка,
блистающая красотой в трех мирах) считается символом красоты и сексуальности, и поклоняются Ей посредством обожания живой девушки тантрическим методом левой или правой руки .

Йогини-тантра советует садхаке созерцать изображение обнаженной шестнадцатилетней девушки и представлять, как каждая часть ее тела сливается с его телом. В Трипура-рахасье Трипура создает девять шакти, некоторые из них имеют эротические ассоциации: например, Камешвари, Бхагамалини (носящая гирлянду йони), Нитьялинна (постоянно влажная), и Бхерунда (беременная).

Такие Bмена также свидетельствуют о связи Трипура-Сундари с плодородием и ростом. Лалита-сахасранама называет Ее Жизненной Силой (Имя 767); Той, что Дает Жизнь (Имя 783); и Той, Чья Форма есть Жизнь (Имя 784). Гимн Ее тысячи Имен в Вамакешвара-тантре называет Ее Матерью, Управляющей Рождением. Ее часто связывают с самой землей, и говорится, что Она и создает, и поддерживает землю.

Ее природе также близка связь с питанием и едой как с основой силы и роста. В Лалита-сахасранаме Она названа Махи и Дхарой, что в обоих случаях означает «земля» (Имена 718 и 955) и отождествляется с питанием (Имя 444) и самой пищей (Имя 699). Она также зовется Джагаддхатри, «няня мира» (Имя 935).

В большинстве случаев Трипура-Сундари характеризуется именами и качествами, подчеркивающими Ее прекрасную, приносящую удачу, плодородную и милостивую природу, и это связывает Ее с богатством, царской властью, защитой дхармы и победой над демонами. Ее часто описывают как терпеливую, послушную жену либо Шивы, либо Вишну.

Другие качества Трипура-Сундари, однако, представляют собой аспекты, не вписывающиеся в такой Ее портрет. Иногда о Ней говорится как об ужасающей, дикой и, возможно, опасной. Хотя ни одно из Ее главных Имен (Трипура-Сундари, Шривидья, Шодаши, Лалита или Раджараджешвари) не указывает на этот аспект Богини, его присутствие во многих текстах, содержащих Ее описание, не отрицается.

Как контраст обычным описаниям Трипура-Сундари, облаченной в сверкающие одежды с сияющими драгоценными украшениями, звучат отрывки из Вамакешвара-тантры, где Она предстает обнаженной или одетой в шкуры животных и носит волосы докатой, в аскетическом стиле. Она носит череп, пепел, и вокруг шеи у Нее змея вместо ожерелья; у Нее большой и длинный язык, страшные клыки, растрепанные волосы и вид скелета. Во многом Она схожа с Кали, с которой иногда отождествляется.

Существует даже один миф, объясняющий идентичность Трипура-Сундари и Кали. В Пранатошини (труде, предположительно написанном в Бенгалии в XVII в. н.э.) рассказывается, что однажды Шива обратился к Кали по Имени в присутствии пришедших в гости небесных дев, позвав Ее «Кали, Кали» («Черная, Черная»), что было воспринято Ею как оскорбление. Она покинула Шиву и твердо решила избавиться от темного цвета кожи при помощи аскезы.

Позже мудрец Нарада посетил Кайлас и, увидев Шиву в одиночестве, спросил, где Его жена. Шива пожаловался, что Она бросила Его и исчезла. С помощью йогических сил Нарада обнаружил Кали живущей на севере от горы Сумеру, и отправился туда, чтобы попытаться убедить Ее вернуться к Шиве. Он сказал Ей, что Шива думает о женитьбе на другой Богине и что Она должна вернуться немедленно и помешать этому.

К тому времени Кали избавилась от своей темной наружности, но еще не осознавала этого. Появившись перед Шивой, Она увидела Свое светлое отражение в сердце Шивы. Думая, что это другая Богиня, Она стала ревновать и злиться. Шива Ей посоветовал присмотреться внимательней, оком мудрости, говоря Ей, что в Его сердце Она увидела себя.

История заканчивается тем, что Шива говорит преображенной Кали: «Поскольку Ты приняла такую прекрасную форму, прекрасную в трех мирах, отныне Имя Твое будет Трипура-Сундари. Ты всегда будешь оставаться шестнадцатилетней, и звать тебя будут Шодаши».

Имена: Трипура-Сундари, Шодаши и Лалита

В текстах, посвященных Трипура-Сундари, часто встречаются размышления о значении Ее имен, которым обычно присущ скрытый или мистический смысл. Такие размышления выявляют дополнительные стороны Ее характера и дополнительные связи с представлениями индуистской философии, мифологии и духовной практики. Чаще всего встречаются Имена Трипура-Сундари, Шодаши и Лалита.

Имя Трипура-Сундари, самое очевидное значение которого «Та, что Прекрасна в Трех Мирах», наводит на характерное размышление, касающееся различных триад индуистской философии, мифологии и садханы. В процессе соотнесения Трипура-Сундари с этими триадами, тексты обычно говорят, что Она тем или иным образом отождествляется с высшей сущностью или совершенной реальностью.

Калика-пурана предлагает несколько истолкований такого рода. Она зовется Трипурой, говорится в тексте, потому что она отождествляется с треугольником (трикона), символизирующим йони и формирующим ее чакру (см. ниже). Треугольник в культе Шривидья, как мы увидим далее, — первозданная форма, из которой проистекает творение, и имеет прямое отношение к силе воспроизведения йони.

Она названа Трипура, потому что Ее мантра (см. ее обсуждение далее) состоит из трех пучков или слогов. Этим Трипура отождествляется с алфавитом, из которого происходят все звуки и слова и который, как часто считается, занимает
главенствующее место в тантрической космологии. Кроме того, Она тройственна, поскольку выражена в Брахме, Вишну и Шиве в роли созидательницы, защитницы и разрушительницы вселенной. Она также тройственна, так как представляет собой субъект (мата), инструмент (мана) и объект (мен) всего. И здесь снова Она отождествляется с реальностью, выраженной посредством речи, включающей говорящего, высказывание, и объекты, к которым относятся слова.

Камакала-виласа (13-40) говорит, что Трипура-Сундари трехгранна, поскольку Она олицетворяет три вида и три цвета бинду (семени и сути): красный, белый и смешанный. Это может касаться сексуальных жидкостей: красный — женская сексуальная жидкость, белый — семя мужчины, а смешанный — союз обоих.

Смысл этого состоит в том, что Богиня символизирует оба сексуальных полюса во вселенной и их высший союз. В том же тексте говорится, что тройственнойсть Богини объясняется тем, что пребывает в Соме, Сурье и Агни, т. е. луне, солнце и огне. Таким образом, Она вездесуща и всеобъемлюща, как свет и огонь.

Далее текст говорит, что она тройственна, потому что связана с тремя главными питхами, или священными центрами Богини: Камарупа, Джаландхара и Пурнагири. Природа Ее тройственна еще потому, что Она воплощает в себе три основных силы: иччха шакти (воля), джняпа шакти (сознание, знание) и крия шакти (действие).

В своем комментарии к Лалита-сахасранаме Бхаскарарая говорит, что Богиня зовется Трипура-Сундари, потому что «Она старше трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы». Он также говорит, что Богиня обладает тройственной природой, так как отождествляется с тремя главными каналами тонкого тела в кундалини йоге, представляющих космическую завершенность.

Бхаскарарая пишет далее в своем комментарии: «Существует три Бога, три Веды, три огня, три энергии, три тона (свара), три мира, три места обитания, три священных озера, три касты… Все, что тройственно в мире, как, например, три объекта человеческого желания, все это, О, Божественная, в действительности принадлежит Твоему Имени». Шивананда говорит, что Богиня тройственна, потому что обладает «природой Шивы, Шакти и Атмана».

Имя «Шодаши», похоже, не так привлекает внимание комментаторов, но все же мы находим размышление по поводу его скрытого значения. Буквально, это Имя значит «шестнадцатилетняя». Богов принято описывать как вечно шестнадцатилетних, поскольку этот возраст считается самым прекрасным и энергичным. Именно так это Имя и объясняется в мифе, пересказанном выше, в котором Шива переименовывает преображенную Кали в Трипура-Сундари и Шодаши. Имя также можно понимать как «Та, что Обладает Шестнадцатью (добродетельными) Качествами».

В более эзотерическом смысле, Имя может означать «шестнадцатая», или «Та, что Является Шестнадцатой». В этом случае, оно, возможно, касается лунных фаз, лунных титх, пятнадцать из которых составляют светлую половину лунного месяца (шукла пакши), а другие пятнадцать — темную половину (кришна пакши). Эти титхи часто представлены в виде Богинь.

Как шестнадцатая, Шодаши — Та, что Превосходит Все Фазы, или ритмы времени. Или же Ее можно понимать как дополнительный элемент, который дает отдельным титхам толчок к росту и убыванию, как реальность, лежащую в основе космических ритмов и управляющую космосом, в соответствии с определенным порядком. Как точка пересечения лунных фаз, Она — мистический элемент, выходящий за пределы и в то же время включающий все.

Добавление шестнадцатого элемента к обычным пятнадцати напоминает добавление четвертого элемента к установившимся триадам. «Шестнадцатый» элемент намеренно играет на символизме «плюс один», т.е. набор из трех или пятнадцати плюс еще один элемент… Шестнадцатый элемент, как и четвертый в комплекте из трех, включает в категорию и охватывает другие, и в то же время завершает символическую модель значений.

Считается, что Имя Лалита, Прекрасная, также имеет универсальное, космологическое или мистическое значение. Бхаскарарая говорит:

Мудрые говорят: «Слово Лалита имеет восемь значений, а именно блеск, проявление, сладость, глубина, устойчивость, энергия, милость и щедрость; все это восемь человеческих качеств».

В Кама-сутре говорится:

Лалита означает эротические действия, а также нежность; поскольку Она обладает всеми перечисленными выше качествами, Ее называют Лалита.

Также сказано:

Тебя недаром называют Лалитой, поскольку у Тебя девять божественных слуг [В Шри-чакре, см. ниже] и Твой лук сделан из сахарного тростника, Твои стрелы —  цветы, и все, что связано с Тобой, прекрасно (Лалита)!

Ясно, что эти комментарии по поводу значения Имен Трипура-Сундари начинаются с утверждения о том, что Она является высшей реальностью, или же самой реальностью, и с обнаружения в Ее эпитетах мистических значений, это подтверждающих. Как бы Она ни звалась: Лалита, Шодаши, Трипура-Сундари или каким-нибудь другим из множества обычных Ее Имен, Она — Царица Вселенной, от которой происходит все, в ком все пребывает и кем будет разрушено.

Шривидья-мантра и Шри-чакра

Теоретики культа Шривидья отождествляют богиню Трипура-Сундари со Шривидья-мантрой и Шри-чакра-янтрой. Можно допустить отождествление Шривидья-мантры с Ее мантрой, а Шри-чакры — с Ее янтрой, как с выраженными звуком и диаграммой символами Богини, представленной в антропоморфической форме.  Однако, последователи этого культа, напротив, настаивают на том, что мантра и чакра — это Она Сама.

В самом деле, они говорят, что антропоморфическое изображение Богини — Божества, описанного в мифах и прославляемого в гимнах, обладающего характеристиками и физической внешностью, и также совершающего действия и выполняющего какие-то роли, — грубая форма, которая до какой-то степени скрывает Ее сущностную природу.

Согласно представлениям культа Шривидья, этот физический антропоморфический аспект Богини — Ее стхула форма, считающаяся грубой по сравнению с Ее тонкими (сукшма) и высшими (пара) проявлениями, которые в свою очередь отождествляются с Ее формами, как мантра и чакра соотвественно.

И мантры, и янтры имеют первостепенное значение в тантрической садхане. Тем не менее Трипура-Сундари в культе Шривидья сильнее, чем другие Махавидьи, подчеркивает важность мантр и янтр в поклонении и осмыслении этих Богинь. Поэтому следует остановиться подробнее на значении мантры и янтры, рассмотрев, каким образом они передают суть Трипура-Сундари и как связаны с Ней.

Первое, что следует подчеркнуть — это то, что мантра и янтра в культе имеют статус прямых откровений, а не человеческих или культурных концепций. Они не являются полуоткровениями, т.е. всего лишь ключами к разгадке или аспектами трансцендентных Богинь. Они и есть Сами Богини в Их самой чистой, наивысшей и мощной форме.

Можно рассматривать мантру и янтру как своего рода благодать. Таким образом, Богиня наделила некоторых духовно развитых людей в Шривидья культе такими совершенными проявлениями Себя. Как объяснялось в части I, мантра и янтра не выставляются напоказ. Это означает, что хотя они и могут быть доступны непосвященным (в настоящее время мантры широко доступны в печатном виде, а янтры встречаются во многих книгах и храмах), их сила зависит от их передачи индивидуальному адепту духовными наставниками (гуру).

Непосвященным и духовно неквалифицированным людям бесполезно заниматься мантрами или янтрами; реальность Богини и Ее врожденная сила не будут реализованы. Бхас-карарая говорит:

Преданность непосвященного внешнему проявлению [Шривидьи], лишенная уместности, подобна безжизненному телу или марионетке без ниточек.

Соответствующая духовная квалификация, необходимая для извлечения пользы из сущностной силы Богини в форме Ее мантры или янтры, требует серьезной духовной подготовки под руководством гуру, в течение которой адепт изучает значение мантры и янтры. Сила мантры остается латентной, покуда практикующий не начинает понимать ее особое сакральное значение. Во время подготовки к посвящению гуру передает это значение своему ученику.

Это наставление, которое вводит адепта в «элитную форму духовности, связанное с понятием благоприятной кармы, приобретенной в течение бесчисленных предыдущих рождений», достигает своей кульминации в изощренном ритуале, в котором наставник передает ученику мантру Шривидьи. Это высшее откровение Богини делает Ее полностью доступной посвященному. В этот момент гуру может также передать ученику физическую форму Шри-чакры для его или ее личного применения в садхане.

Узнавая значение мантры, ученик сначала учится понимать и ценить тот факт, что мантра (или янтра) — это абсолютное выражение Богини. Начиная с такой установки, адепта подготавливают впоследствии к пониманию эзотерических или мистических значений отдельных частей мантры (или янтры) и ее полное соответствие другим символам или выражениям высшей реальности в индуистской традиции.

Таким образом, ученик под руководством гуру учится различать в мантре каждый аспект космологической, духовной и экзистенциальной истин. Как и в случае с Именами Богини, здесь также тайные значения сакрального выражения искусно выявляются. Каждый слог мантры, каждая линия и оттенок янтры наделяются смыслом (или наполнены смыслом, в зависимости от точки зрения) и постепенно впитываются адептом по мере продвижения в садхане и использования мантры.

Один из способов относиться к мантре как к вместилищу всей реальности, согласно Бхаскарарае, — это видеть в ней семя, в котором потенциально содержится целое, полностью выросшее растение. «Подобно тому, как дерево баньян помещается в своем семени, так же [мантры] содержат в себе все, и сами по себе совершенны».

Творение движется от мантр-семян к языку (в особенности, санскриту), затем к другим языкам (которые, согласно брахманической традиции, все произошли от санскрита), к другим звукам, и, наконец, ко всем звукам мироздания. Повсюду во вселенной, мантры-семена существуют как сущностная форма или энергия реальности.

Чтобы увидеть, как Шривидья-мантра интерпретируется в качестве содержащей всю полноту и сущность высшей реальности, давайте посмотрим, как последователи традиции культа Шривидья различают в Шривидья-мантре присутствие Гаятри-мантры, мантры из Риг-веды во славу солнца, «самый священный отрывок самого священного писания».

Шривидья-мантра состоит из пятнадцати слогов, не несущих никакого буквального смысла: ка, э, и, ла, Хрим, ха, са, ка, ха, ла, Хрим, са, ка, ла, Хрим. А Гаятри, с другой стороны, состоит из гораздо большего числа слогов и имеет буквальное значение: она восхваляет солнце. По мнению Бхаскарараи, каждый слог Шривидья-мантры содержит один или несколько слогов из Гаятри, и, следовательно, Гаятри присутствует в Шривидья-мантре. Он перечисляет соответствия, соединяя определенные звуки в две мантры; например, ка=тат, э=савитур варениям, и=бхарго дэвасъя дхи, и т.д .

Шривидья-мантра также делится на три части, или три вершины (кути). Подобно тому, как мы находим космологические, мистические или медитативные триады, скрытые в Имени Трипура-Сундари, также каждая вершина мантры сравнивается с космологической, духовной динамикой. Одна из вершин связана с силой речи, другая — с силой желания, и третья — с шакти как с основой мироздания.

Брахма, Вишну и Шива; луна, солнце и огонь; три гуны (саттва, раджас и тамас) — этии другие триады отождествляются с тремя вершинами. В этом смысле трехвершинная мантра считается соотвествующей космосу или же космос представляется включенным в три части мантры.

Считается также, что мантра имеет шесть эзотерических или мистических значений (артха). Бхаскарарая описывает их следующим образом:

Первое значение заключается в том, что мантра тождественна Великой Богине, Трипура-Сундари; второе — в том, что мантра тождественна пяти основным элементам и тридцати шести таттвам (составляющим Мироздания); третье — отождествление с Я (атманом), гуру и Шивой, которые символизируют три «вершины»; четвертое — отождествление мантры с планетами, чувствами и их объектами, а также с материальным и духовным мирами; пятое значение состоит в том, что мантра связана с чакрами в теле; а шестое —в том, что в высшем смысле все есть одно целое и что мантра и все, с чем она сопоставляется, сосуществует в неделимом единстве.

Шри-чакра, янтра Богини Трипура-Сундари, неразрывно связана со Шривидья-мантрой и занимает такое же центральное положение в культе Шривидья. Янтру следует представлять в уме или же поклоняться ей в физическом виде. Как и мантра, янтра не является сокращенным или схематическим изображением антропоморфической Богини. Шри-чакра — Сама Богиня в завершенной и непосредственной форме; она полностью содержит и выражает Ее.

Подобно мантре, Шри чакра — самооткровение, самовыражение Богини в самой Ее сущностной форме. Как сварупа (собственная форма) Богини, включающей в себя всю реальность, все присутствует в Шри-чакре; всю реальность и саму природу реальности можно прочесть с ее помощью. Если мы думаем о мантре как о выражении высшей реальности (Брахман) в форме звука, тогда можно рассматривать Шри-чакру как саму форму Брахмана в схематической или образной форме.

Чакра, по сути, состоит из девяти треугольников, пять из которых смотрят вниз и четыре — вверх (в некоторых случаях пять смотрят вверх и четыре — вниз). Треугольники пересекаются друг с другом, создавая множество дополнительных треугольников;
эти последние, в свою очередь, располагаются внутри восьмилепесткового лотоса, который находится внутри лотоса с шестнадцатью лепестками; лотосы окружены четырьмя кругами; и все вместе находится внутри четырех ворот, начертанных тройной линией.

В самом центре Шри-чакры находится точка, бинду. Шри-чакра выражает сущностную природу высшей реальности как взаимодействие или взаимное присутствие Шивы и Шакти, мужского и женского, потенциального и действительного. Бинду в центре олицетворяет Их абсолютный союз и тождественность, в то время как вся остальная чакра представляет собой Их эволюцию в пространстве.

Пять направленных вниз треугольников символизируют Шакти, а четыре, направленных вверх — Шиву. Пересечение треугольников олицетворяет слияние, взаимодействие и взаимовлияние этих двух сил. Преобладание Шакти в таком представлении чакры указывает на Ее главенствующую роль в процессе созидания. На каждом лепестке каждого лотоса восседает женское божество. Эти шакти — спутницы и защитницы центральных Божеств — Шивы и Шакти — в Их союзе в бинду.

У внешних ворот также присутствуют сопровождающие божества, которых часто связывают с сиддхами, духовными или магическими силами, или совершенствами, приобретенными садхакой на духовном пути. Как правило, сиддхи, связанные с внешними божествами, менее мощные или же легче приобретаемые, в то время как сиддхи, имеющие отношение к внутренним Божествам, труднее всего достичь и они обладают самым большим духовным потенциалом.

Шри-чакру можно читать, двигаясь от центра к внешним воротам или, наоборот, от внешних ворот — к центру. В первом случае, сотворение мира представляется как движение от центра вовне. Такая последовательность называется сриштикрама. Практикующий отождествляет себя с разворачивающейся вселенной и ощущает свое собственное духовное мастерство и осознание расширяющимися вместе с космосом.

В движении наоборот садхака представляет постепенное растворение космоса и его реинтеграцию в безымянном бесформенном бинду. Эта последовательность называется самхаракрама, и в этом процессе садхака представляет свое собственное растворение и постепенную реинтеграцию в Едином, представленным бинду.

В обоих случаях Шри чакра читается как схематическая передача собственного духовного путешествия. В каждом случае упражнение, совершаемое ритуально, считается духовно преображающим.

В культе, Шри-видья мантра и Шри-чакра интрепретируются как два различных выражения одной и той же Богини. В обоих случаях утверждается полное выражение Самой Богини, и что каждое из этих выражений — мантра и янтра — раскрывает сущностную динамику космической эволюции и растворения.

В ритуальном контексте мантра и янтра взаимосвязаны и усиливают действие друг друга. Справедливо заметить, что в культе Шривидья Богиня Трипура-Сундари наиболее ярко и полно раскрывается, когда духовно зрелый адепт произносит Ее мантру с внутренним осознанием Ее тонкого смысла и сооружает Шри-чакру с помощью воображения или же фактически.

Ясно, что другие Махавидьи представлены во многих тантрах и тантрических собраниях таким образом, что Их мантры и янтры оказываются на первом месте по степени важности. Каждая Богиня тесно связана с этими выражениями и ритуально «присваивается» во всей Ее мощи посредством этих «приспособлений».

Главенствующую роль мантры и янтры в поклонении Трипура-Сундари, особенно в Шривидья культе, не следует воспринимать как нечто своеобразное. Их использование типично для тантрической садханы. Акцент, который делается на мантре и янтре, также подчеркивает тот факт, что Трипура-Сундари, а также другие Махавидьи могут быть полностью реализованы, осмыслены и выражены экзистенциально индивидуальными садхаками в ритуальном контексте.

Богини рождаются, по сути, из садханы. Их реальность неразрывно связана с опытом Их почитателей, вдохновляемых ритуалом.

Д. Кинсли «Десять Махавидий»

Tripura Sundari

Гимны к Деви

Lalita Tripurasundari, the Red Goddess

Трипура Сундари и Ee мантры